Поощрение, наказание или диалог?

Как эффективно управлять по­ведением ребенка ? Как избежать конфликтов, возникающих из-за отсутствия понимания? Кто из педагогов и родителей не задавал себе таких вопросов? Доктор пси­хологических наук, заместитель директора Института дошкольно­го образования и семейного вос­питания Российской академии образования А. Орлов пришел к выводу, что причина нарушения психологического контакта, от­сутствия взаимопонимания меж­ду взрослым и ребенком в дефи­ците внутренних побуждений, иными словами, в отсутствии желания у ребенка сделать то, что просит взрослый. Это приводит к непослушанию ребенка и утрате контроля над его поведением, а именно: на все «надо» взрослого он твердит «не хочу», что стано­вится предпосылкой к использо­ванию тактики поощрений — наказаний.

Главная психологическая осо­бенность ситуации «надо — не хочу» состоит в том, что образ действий и поведение, требуемые взрослым, сами по себе непривле­кательны для ребенка, поэтому он пытается всячески избежать их.

Приведем простой пример. Уже давно наступил вечер, а у малень­кой Наташи игра в самом разгаре. Она — «воспитатель в детском саду»: на полу, диване, столе рас­ставлены игрушки — это «дети», «группа» и «площадка для игр». Уже пора спать, но Наташа увле­чена игрой так, что даже не слы­шит того, что говорят ей мама и бабушка. И вот наконец она не­много отвлеклась. Однако на все уговоры отвечает, что не хочет идти спать и готова играть хоть до утра. Как же в этой ситуации поступают взрослые?

Они создают внешние мотивы поведения, которые могут быть как положительными (поощрениями), так и отрицательными (наказани­ями). Например, мама пригрозила, что если Наташа не ляжет спать, то будет наказана, а бабушка — что если девочка послушается, то она (бабушка) расскажет сказку. Ха­рактерная черта этой ситуации состоит в том, что создаваемые взрослым побуждения не связаны с той деятельностью, которой ребе­нок занимался. Исходные, внутрен­ние побуждения ребенка сталки­ваются, вступают в противоречие, а иногда — и в конфликт с внешними, создаваемыми взрослыми. Желание Наташи продолжить игру вступает в противоречие с жела­нием сохранить хорошие отноше­ния с мамой и послушать бабуш­кину сказку.

Ситуация наказания — это психологическая ситуация, в ко­торой ребенок оказывается меж­ду двумя отрицательными моти­вами. С одной стороны, он не хочет выполнять требования, а с другой — стремится избежать наказания, выйти из ситуации. Варианты выхода могут быть разными, но взрослый должен их предотвратить, иначе наказание потеряет свою значимость и эффективность, т.е. необходимы психологические барьеры. Можно, например, закрыть ребенка в комнате до тех пор, пока он не выполнит требование. Психоло­гические барьеры основаны на зависимости ребенка от взрослого. Так, ребенок остается в углу даже в отсутствие взрослого.

Чем меньшей свободой обла­дает ребенок в ситуации наказа­ния, тем эффективнее и сильнее оно действует.

Как обычно ведет себя ребенок в ситуации наказания ?

1. Он может выполнить указа­ние. Однако здесь надо помнить, что выполняемые действия для него непривлекательные, и в бу­дущем, в подобной ситуации, вновь потребуются внешние по­буждения и психологические барьеры.

2.Принять наказание. Проблема заключается в том, что ребенок может увидеть, что наказание не столь страшно, как он представ­лял или как описывал ему взрос­лый, и в будущем он не станет бо­яться его. Или ребенок начинает испытывать чувство гордости и самоутверждения за счет приня­тия наказания.

3.Преодолеть барьер. Ребенок может попытаться тем или иным способом преодолеть поставлен­ные взрослым психологические барьеры. Например: запертый в комнате ребенок начинает кричать, плакать, колотить кулаками (или даже ногами) в дверь, а может сделать попытку разжалобить взрослого.

Надо помнить, что выход из ситуации наказания может за­кончиться так называемым аф­фективным взрывом: ребенок может ударить, разбить любимую мамину чашку, разорвать папину книжку и т.д.

Такая ситуация может втянуть в себя не только ребенка, но и взрослого, и конфликт начнет развиваться стихийно.

Следует подчеркнуть, что вы­бор ситуации наказания неизбеж­но ведет к отрицательным психо­логическим последствиям. Поведе­ние ребенка и взрослого утрачи­вают подконтрольность. У детей в таких ситуациях формируется жестокость, которая может стать привычной и деформировать ха­рактер. Например, дошкольник, наказанный за непослушание во время прогулки, через некоторое время сам «наказывает» в игре непослушного медвежонка. Хлад­нокровная расправа над котенком, например, также отнюдь не слу­чайна и вовсе не связана, как думают некоторые, с наследствен­ной жестокостью детей.

Итак, мы видим, что тактика наказания полностью педагоги­чески несостоятельна. Ни одна из воспитательных целей не может быть достигнута таким путем.

Педагоги обычно противопо­ставляют поощрения наказаниям. Однако в них много сходства. Рассмотрим это на примере все той же маленькой Наташи. Не­смотря на различные перспекти­вы изменения ситуации «надо — не хочу», и там и здесь девочку вынуждают оставить привлека­тельную игру ради совсем не­привлекательного отхода ко сну. В результате складывается конф­ликтная ситуация, в основе кото­рой — не только столкновение противоречивых мотивов ребенка и взрослого, но и различные по своей направленности исходные желания.

Психологические различия со­стоят в следующем.

В ситуации наказания Наташа сделает попытку хотя бы на вре­мя выйти из-под контроля мамы (отвернется, заткнет уши и т.п.). В ситуации поощрения девочка будет стремиться сохранить хо­рошие отношения с бабушкой. Она попытается задобрить ее встречными обещаниями, затя­нуть переговоры («Ну еще пять минуточек!») или начнет рас­спрашивать о сказке («А какая будет сказка?»). В первом случае психологические барьеры долж­ны охватывать всю ситуацию игры: мама может заставить На­ташу убрать все игрушки в ее присутствии. Во втором случае психологические барьеры окру­жают только обещания бабушки, но и они должны быть достаточ­но прочными, чтобы девочка не смогла снизить ценность поощ­рения («Эту сказку я знаю!») раньше, чем выполнит требова­ние.

Как обычно ведет себя ребенок в ситуации поощрения?

1. Он может выполнить требо­вания взрослого. Выполнение требования лишено внутренних побуждений к деятельности, по­этому ребенку важно лишь полу­чить обещанное. Например, маль­чика обещали взять на рыбалку, если он исправит оценки. Но он может получить желаемое, обма­нув учителя, списать у товарища, сделать попытку обмануть роди­телей, показывая им только хоро­шие отметки или исправляя пло­хие отметки на хорошие, т.е. он стремится получить поощрение, фактически не выполнив требо­вание взрослого.

2. Отказаться от поощрения. Обычно ребенок отказывается от поощрения, если его привлека­тельность меньше, чем нежелание выполнить требование. Речь идет о несовпадении системы ценнос­тей ребенка и взрослого. Здесь есть опасность, что увеличится относительная привлекательность неподчинения, оно постепенно превращается в своеобразный способ самоутверждения. И тог­да единственной возможностью заставить выполнить требование взрослого оказывается наказание.

3. Преодолеть барьер. Здесь речь идет о разновидностях движения «в обход». В ситуации поощрения ребенок, так же как и в ситуации наказания, находится в положе­нии зависимости от взрослого. Вполне естественным следствием такого неравенства оказывается его борьба со взрослым. Чем успешнее эта борьба, тем более нежелатель­ными могут стать последствия тактики поощрений: взрослый рано или поздно может оказаться «банкротом», неспособным созда­вать новые, все более привлека­тельные поощрения, а ребенок может стать настоящим потреби­телем, действующим только под влиянием желанного «подкрепле­ния».

В воспитательной практике тактики поощрений и наказаний смыкаются. Триумф любой из сторон всегда оборачивается по­ражением в деле воспитания полноценной личности.

Часто взрослые склонны ви­деть лишь одну причину непо­слушания: взрослый хочет того, чего в данный момент не хочет ребенок. И забывают о другой: ребенок хочет того, чего в данный момент не хочет взрослый.

Воспринимая нарушение диа­лога как непослушание, взрослый ищет опору во внешних, искусст­венно созданных положительных и отрицательных стимулах вме­сто того, чтобы использовать внутренние побуждения ребенка.

Итак, существуют две линии воспитания. Цели их сходны: восстановить нарушенное взаи­мопонимание, сделать ребенка послушным. Однако средства для достижения этих целей нередко оказываются диаметрально про­тивоположными. Акцент на вне­шние мотивы — это манипули­рование ребенком, его побужде­ниями, поведением. Акцент на внутренние мотивы — понимание ребенка и его побуждений. Вме­сто того чтобы делать их своими врагами, взрослый может и дол­жен сделать их союзниками.

Вернемся к ситуации с Ната­шей. Маме нужно было вклю­читься в игру девочки. Например: она могла бы исполнить роль родителей, которые пришли в детский сад за своими детьми, и «разобрать» детей-кукол по до­мам. Тогда внешнее требование, заключенное в игровую форму, стало бы внутренним требовани­ем самого ребенка и утратило бы первоначальный смысл — коман­ды взрослого. Но у всякого ли взрослого хватит терпения и доброй воли, чтобы построить свое общение с ребенком подобным образом? Ведь проще прикрик­нуть и пригрозить!

Однако бывают случаи, когда требование взрослого и желание ребенка оказываются абсолютно несовместимы. В такой ситуации нужно найти и вызвать позитив­ное побуждение ребенка, такую деятельность, в которую легче всего может быть включено «не­приятное» требование: одобрение родителей, самоутверждение, же­лание соответствовать определен­ному образцу, идеалу и т.д. Напри­мер, преподнести неприятное ему дело, как дело, которое не всякому можно доверить. Вспомним исто­рию с Томом Сойером и покрас­кой забора. Требование, вызыва­ющее внутренние мотивы ребенка, делает излишним искусственные внешние побуждения.

Итак, мы видим, что тактика понимания побуждений ребенка с последующей организацией его деятельности по эффективности и психолого-педагогическим последствиям значительно пре­восходит тактику «поощрений — наказаний». Это хороший способ перехода от конфронтации к ди­алогу. Практика поощрений и наказаний своего рода «дорога в ад, вымощенная благими намере­ниями». И суть плодотворных воспитательных воздействий взрослого заключается не в том, чтобы, манипулируя поощрения­ми и наказаниями, заставлять детей делать то, чего они не хо­тят, а в том, чтобы постоянно развивать уровень внутренних побуждений детей. Только такая стратегия воспитания означает реальную заботу о ребенке и его позитивном развитии.