Адаптация. Что это?

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через   адаптационный процесс.

Адаптация- от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Ваш малыш делает первые шаги в самостоятельную жизнь. Во многом от родителей зависит, насколько легко для него пройдет период адаптации.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в детский сад.

Различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям  (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация может привести к длительным заболеваниям. У ребенка преобладает агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации ; активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях( тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Факторы от которых зависит течение адаптационного периода:

  • Возраст
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
  • Сформированность предметной и игровой деятельности
  • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:

  • Ø Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  • Ø Неумение занять себя игрушкой
  • Ø Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
  • Ø Отстутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

 

Как родителям помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ:

  • Установите тесный контакт с воспитателями. Сообщите воспитателям о привычках и  личностных особенностях вашего малыша.
  • Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолевать страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей,  высказывать  положительное отношение к ним.
  • Поддерживайте дома спокойную обстановку. Не перегружайте ребенка новой информацией . Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Развиваем самостоятельность. Приучайте  к самообслуживанию, поощряйте  попытки самостоятельных действий. Еще до начала посещения дошкольного учреждения родителям настоятельно рекомендуется научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой , умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей в период адаптации будет гораздо меньше. Чтобы вашему ребенку было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи. ( Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки.) Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Так ребенок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя.
  •  Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
  • Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики». Умение подражать  пригодиться в совместных играх в группе.
  • Учить обращаться к другому человеку, делиться с игрушкой, жалеть плачущего. Расспросите малыша, есть ли у него в садике друзья, с кем он играет, нравится ли ему в группе. Покажите ему, как нужно дружить. Пусть во время прогулок во дворе он делится игрушками с другими малышами, а также не стесняется попросить у них что-нибудь на время или предложить вместе поиграть. Расскажите о своих друзьях детства, как вам было с ними весело.
  • Не высказывайте  сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в детский сад.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

v Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. Старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

v Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.

v Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

v Обязательно скажите, когда вы за ним придете и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: «я приду за тобой, когда ты пообедаешь», «когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять». Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия). Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания

v  Если ребенок очень остро переживает разлуку с мамой, пусть его отводит в садик кто-нибудь другой. Тогда отправляться утром в группу будет не так тяжело.

v Дайте ребенку с собой любимую игрушку  или какой-то домашний предмет.

v Принесите в группу свою фотографию

v Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

v Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если считаете, что он поступил неправильно. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.

v Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.

v Можно поиграть с ребенком «в садик» дома: взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно «показывать в лицах» ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения «о том, как одна девочка  пошла в детский сад, и там ей было очень весело».

v  Будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, более строгим требованиям, режиму.