Рекомендации для родителей гиперактивного ребёнка

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

  • Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
  • Стройте взаимоотношения с ребёнком на доверии и взаи­мопонимании.
  • Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёст­ких правил.
  • Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».
  • Реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, ос­тавьте в комнате одного).
  • Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами мно­го раз.
  • Не настаивайте на том, чтобы ребёнок принёс обязательно
    извинения за проступок.
  • Выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зри­тельную стимуляцию.

Изменение микроклимата в семье:

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания.
  • Проводите досуг всей семьей.

•      Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
Организация режима дня и места для занятий:

  • Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех чле­нов семьи.
  • Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не от­влекаясь на посторонние действия.
  • Снижайте влияние отвлекающих факторов во время вы­полнения ребенком заданий.
  • Оградите от длительных просмотров телевизионных пере­дач, занятий на компьютере.
  • Избегайте по возможности больших скоплений людей.
  • Помните, что переутомление способствует снижению са­моконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

  • Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение, исполь­зуя знаковую систему или дневник самоконтроля.
  • Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.
  • Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрица­тельным стимулам очень низок, поэтому ребёнок не воспринима­ет выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.
  • Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
  • Постепенно расширяйте обязанности, предварительно об­судив их с ребёнком.
  • Не давайте поручений, не соответствующих уровню разви­тия, возрасту и способностям.
  • Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.
  • Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
  • Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
  • Объясните ребёнку о его проблемах и научите с ними справляться.
  • Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Наиболее дейст­венными будут средства убеждения «через тело»:

—    лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—    запрет на приятную деятельность;

—    прием «выключенного времени» (скамья штрафников);

—    внеочередное дежурство по кухне и т. п.

—    Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение жела­тельного поведения и игнорирование нежелательного).

—    Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции/

Педагог-психолог: Турантаева А.Н.