Как помочь гиперактивному ребёнку?

Картинки по запросу гиперактивный ребенок

^ В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитив­ную установку. С ребёнком необходимо общаться мягко, спо­койно. При выполнении домашнего задания желательно, чтобы не было окриков, приказания, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона тоже не должно быть, так как ребёнок чувствителен и восприимчив к вам, эмоции его захлест­нут и станут помехой для дальнейших действий.

^ Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (чтение, раскрашивание).

•^ Следует избегать большого количества кружков, секций, так как завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости и капризам.

^Для ребёнка необходимы чёткие границы дозволенного и обязательно «обратная связь» от взрослого, иначе при вседоз­воленности ребёнок начинает манипулировать взрослыми.

^ Так как ребёнку делают часто замечания и в школе, и дома (страдает самооценка), поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Но похвала неис­кренняя, незаслуженная недопустима, ребёнок может перестать доверять вам. Хвалить за удачное выполнение задания, за усид­чивость или аккуратность лучше не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить ребёнка.

^ Инструкции и указания следует давать в короткой и не­многословной форме, они должны содержать не более 10 слов, так как в противном случае ребёнок просто «выключится» и не услышит вас.

^ Большие задания лучше давать частями (вторую часть предлагать только после того, как он выполнит первую). Не нуж­но давать и несколько заданий сразу. Выполнение коротких за­даний следует проконтролировать.

^ Запретов не должно быть слишком много, их необходимо заранее оговорить с ребёнком и сформулировать в очень чёткой и непреклонной форме. Ребёнок должен знать, что последует, какие санкции будут введены за нарушение того или иного за­прета. При выполнении санкций надо выдерживать последова­тельность, иначе ребёнок будет бояться не наказания, а «эмо­циональной бури» родителей, начнет скрывать происшествия от родителей, отношения ухудшатся.

^ Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребёнок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребёнку, лучше говорить спокойно и сдержан­но. Вместо категоричного «нет» дайте возможность выбора дру­гого занятия.

^ За несколько минут до начала новой деятельности преду­предите ребёнка об этом. Можно завести будильник или таймер для напоминания о прекращении происходящей деятельности. Если ребёнок выполняет условия, то заслуживает вознагражде­ния. Здесь уместно использовать систему поощрения и наказания.

^ Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно при­водит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

^ С целью предупреждения перевозбуждения ребёнка сле­дует ограничить его пребывание в местах большого скопления людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

•^ Соблюдать чёткий распорядок (режим) дня: время приёма пищи, приготовления уроков, прогулки, сна.

^ Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ, так как это способствует эмоциональному возбуждению.

“‘Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями. Показано плава­ние, бег и другие виды неколлективного спорта.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка

 

За­падня Содержание Пути преодоления
№1 Недостаток эмоцио­нального внимания, часто подменяемого медицинским уходом Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские иг­ры, беседовать «по душам»
№2 Недостаток твёрдости в воспитании и отсут­ствие надлежащего контроля за поведени­ем ребёнка Составить список запретов и чётко следовать ему. Соста­вить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)
№3 Неумение воспитывать в детях навыки управ­ления гневом Работу по коррекции детского гнева родители могут осущест­влять, используя «Лестницу гнева»

Памятка взрослому, воспитывающему гиперактивного ребенка

• Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребёнку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребёнка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его не­желательное поведение.

  • Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не ре­зультат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологи-ческий диагноз, который может быть поставлен только по ре­зультатам специальной диагностики.
  • Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми
    усилиями, авторитарными указаниями и словесными убежде­ниями. Ребёнок, имеющий нейрофизиологические проблемы,
    не сможет справиться с ними самостоятельно.
  • Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных на­казаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению
    поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
  • Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита
    внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном со­четании медикаментозных и немедикаментозных методов, к ко­торым относятся психологические и нейропсихологические
    коррекционные программы.

Игры для гиперактивных детей

«Слушай хлопки».

Дети передвигаются в свободном направлении. Когда веду­щий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза – позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Давайте поздороваемся».

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два хлопка – здороваемся плечиками; три хлопка – здорова­емся спинками. Для полноты тактильных ощущений можно вве­сти запрет на разговоры во время этой игры.

«Будь внимателен».

Дети свободно маршируют Под музыку. В ходе игры веду­щий даёт команды, дети реализуют движения в соответствии с прозвучавшей командой: зайчики — прыжки с имитацией дви­жений зайца; лошадки – удары ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом; раки – дети пятятся, как раки; птицы — дети ими­тируют полет птицы; аист – стойка на одной ноге; лягушка -присед и скачки вприсядку; собачки – дети сгибают руки (соба­ка «служит») и лают; курочки – ребята ходят, «ищут зёрна», про­износят «ко-ко-ко!»; коровки – дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».

«Запрещённое движение»,

Взрослый показывает движения, которые ребёнок повторя­ет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет вы­полнять.

«Четыре стихии».

По команде ведущего ребёнок, сидя на стуле, выполняет оп­ределённое движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперёд; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Пожалуйста».

Ведущий показывает движения, а ребёнок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуй­ста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются не­подвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например, «король сказал», «командир приказал».

«”Да” и “нет” не говори».

Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который отвечает его сосед. В ответах не должно быть слов «да», «нет», «чёрный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.).

«Говори!».

Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам про­стые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет толь­ко тогда, когда я дам команду: «Говори!»

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

«Кричалки, шепталки, топчанки».

Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: крас­ный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь («кричалку»), можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь («шепталка») – можно тихо передви­гаться и шептать; на сигнал «молчалка» (синяя ладонь) – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Заканчивать игру следует «молчалкой».

«Клубочек».

Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клу­бок яркую пряжу. Величина клубка с каждым разом может ста­новиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нит­ки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «за­вёлся».

 

«Разговор с руками».

Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ла­дошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными ка­рандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?». Если ребёнок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчерк­нуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечисли­те, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки «пообещают», что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: масте­рить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребё­нок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив по­слушные ручки и их хозяина.

Игры с песком.

Они просто необходимы для гиперактивных детей, так как успокаивают ребёнка. Организовать их можно и дома. Песок можно заменить крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

«Археология”».

Взрослый опускает кисть ребёнка в таз с песком и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает «археологи­ческие раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, тут же идёт обмен ролями со взрослым.

«Послушай тишину».

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что про­исходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) расска­зывают, какие звуки они услышали.

«Колпак мой треугольный».

Играющие сидят в кругу. Все по очереди (начиная с ведуще­го) произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой тре­угольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треуголь­ный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заме­няют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (по­казать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жеста­ми всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизве­дения, её можно сократить.

«Найди отличие».

Ребёнок рисует картинку и передаёт её взрослому, а сам от­ворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и воз­вращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

«Час тишины и час “можно”».

Договоритесь с ребёнком, что, когда он устанет или займётся важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно уст­раивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие кон­кретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи

этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребёнку.

«Волшебный ковёр» (целесообразно применять с гиперак­тивными детьми до трёх раз в день в специально отведенное время).

Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нём вместе с ребёнком и читают ему книжку, которую ребё­нок выбирает сам (можно играть на коврике). Упражнение за­нимает от 5 до 15 минут в зависимости от возраста ребёнка. Ре­бёнок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограни­чивать во времени – его продолжительность должна опреде­ляться составлением картинки.

Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребёнка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребёнка «средством передвижения», «комна­той», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием, а на­оборот, призваны вызывать у ребёнка положительные ассоциа­ции. Если ребёнок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока игровая задача не будет решена.