РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе? Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу­чению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах родители, воспитатели детского сада и учителя, школа?

Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе си­лами воспитателей.

Действительно, специально организованные занятия помо­гают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.

Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учре­ждение — ни детский сад, ни начальная школа — не могут полно­стью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном уч­реждении детям прививают многие полезные навыки, учат ри­сованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает от­носиться к ним пренебрежительно, не стремится работать луч­ше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника при­даёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении лю­бого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и спо­собствует близости родителей и детей.

Правила создания позитивной обстановки в обучении:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно
    участвуют родители.
  1. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый
    день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложно­му», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвеча­ет неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изме­няя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распо­знавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

  1. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одоб­ряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (по­каз, объяснение), то было бы ещё лучше».
  2. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что заня­тия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому иг­райте с малышом, например, во время приготовления ужина
    на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге
    в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).
  3. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому
    не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует,
    то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу
    не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое обще­ние должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.
    В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения
    и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всесторон­нее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной под­готовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в се­мье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помо­щью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни стра­ны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формиру­ется столь необходимая первокласснику интеллектуальная ак­тивность, рождается радость познания.

Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ре­бёнка верными, яркими образами окружающей действительно­сти, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В про­цессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжи­тельные приятные для ребёнка занятия.

^ Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение — всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродол­жительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.

^ Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ре­бёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, по­ставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Ис­кусство и трудность для взрослого — не словами объяснять ре­бёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя кото­рые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего — это ошибки взрослого (неправильное объ­яснение материала).

^Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут — вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.

^ Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

^ Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощ­ряйте поиск решения.

^ Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. За­давайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

^ Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

^ Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

^ Развивайте образные представления ребёнка. Этому спо­собствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.

^ Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще иг­рать с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, пла­вать и т. п.

^ Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевти­ческих, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выпол­нения каких-либо действий.

^ Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном воз­расте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

«‘Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизы­вание бус.

^Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

^ Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).