Родители должны быть информированы о ходе развития речи ребенка в норме и, в соответствии с этим, предъявляли к речи реальные, а не завышенные требования.
Развитие речи у детей можно разделить на три основных этапа:
1) Довербальный (доречевой);
2) Начало активной речи;
3) Развитие фонетической (звуковой), лексической (словарный), и грамматической сторон речи.
Довербальный этап проходит в течение первого года жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить, но учиться воспринимать речь взрослого и различать ее среди других звуков. В конце этого периода малыш понимает самые простые высказывания.
Следующий этап – начало активной речи у ребенка – начинается на втором году жизни малыша, когда он произносит свои первые слова и предложения, у него развивается фонематический слух. В это время важно общение взрослых с ребенком и их эмоциональный контакт. Этот этап можно разделить на несколько периодов в зависимости от количества слов, которые умеет произносить ребенок.
Возраст ребенка | Речевые возможности |
1 год 3 месяца | Ребенок может произносить от 5 до 10 слов, понимает и выполняет простые просьбы взрослого, показывает предметы, изображенные на картинках в книжках и соответствующие знакомым словам. |
1 год 6 месяцев | Малыш умеет произносить от 10 – 15 слов и может показать какую-нибудь одну часть тела |
1 год 9 месяцев | Словарный запас малыша составляет 20 слов. Он произносит простые предложения, состоящие из 2-3 слов, знает и показывает три части тела. |
2 года | Словарный запас расширяется до 50 слов. Ребенок может показать пять частей своего тела; правильно использует в своей речи личные местоимения (я, ты, мы); строит предложения, состоящие из 2-3 слов; прекрасно понимает и выполняет просьбы, состоящие из двух частей («Сходи на кухню и принеси ложку»)ю ребенок уже хорошо выговаривает такие звуки, как [к], [г], [х], [п], [б], [ф], [в], [д], [т], [н], [м]. |
2 года 6 месяцев | Малыш в совей речи использует 150 слов; понимает значение простых, часто повторяющихся предлогов (на, к , в, под, возле), слово “один”; обозначения простых действий в различных ситуациях (“Покажи, кто спит, кто ест, кто прыгает”).; может повторить звуки [с], [з], [л]. |
3 года | Словарный запас составляет 250 – 700 слов. Он уже строит предложения из 5-8 слов; использует в своей речи различные формы глаголов, существительных и прилагательных, правильно употребляет падежные окончания, может назвать имя, пол и возраст, употребляет предлоги и союзы (если, когда, потому что, понимает прочитанные ему сказки и рассказы, может оценить происходящее, интересуется значением непонятных и незнакомых слов, может пересказать прослушанный текст. |
4 года | Словарный запас ребенка расширяется до 1500-200 слов. Он может употреблять в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, предлоги (по, вместо, после, до) и союзы (куда, что, сколько), уже знает некоторые слова. У малыша уже поставлено правильное произношение шипящих звуков [ш], [ч], [ж], [щ], [ц]. |
5 лет | Словарный запас ребенка составляет 2500 – 3000 слов. В своей речи он употребляет обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда,машины ), может назвать множество разных предметов и явлений, обозначающих реалии окружающей действительности, все звуки родного языкаи большинство слов выговаривает правильно, не переставляя в последних слоги и звуки (ошибки встречаются только в трудно произносимых словах, таких, например, как экскаватор), в разговоре все части речи употребляет правильно. |
6-7 лет | Словарный запас ребенка продолжает обогащаться и достигает 3500 слов. Кроме того, он активно воспринимает и запоминае пословицы и поговорки и прочие образные выражения и слова. Ребенок усваивает грамматические правила русского языка. В этот период ребенок пробует объяснить слова, их значения, пытается определить род существительных. |