Труд оказывает глубокое влияние на формирование личности ребенка в целом. Трудовая деятельность содействует умственному развитию ребенка. В процессе труда формируются такие необходимые будущему школьнику умственные качества, как любознательность, внимательность, умение сравнивать и обобщать, делать выводы и умозаключения. Труд предоставляет широкую возможность для развития творческого воображения, смекалки, выдержки.
В процессе труда ребенок узнает многое об окружающих его предметах и явлениях, их качествах и свойствах. Труд в природе позволяет познакомить детей и уточнить их знания о растениях и животных, об их повадках и условиях жизни.
В труде совершенствуется деятельность двигательного, зрительного, кожного, слухового анализаторов, что в свою очередь способствует более тонкому восприятию ребенком формы, цвета, величины предметов. Труд является действенным средством нравственного воспитания. В труде воспитываются трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие ценные качества, как дисциплинированность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Трудясь, ребенок учится самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность, уметь выделить главное, «спроектировать», предвидеть результаты своей работы.
В труде воспитываются дружеские взаимоотношения, желание выручить товарища, прийти на помощь, чувство коллективизма.
Труд способствует формированию культурных навыков. Труд доставляет ребенку эстетическое удовольствие, учит видеть его красоту сделанного человеком.
Правильно организованный труд способствует физическому воспитанию, повышает выносливость, работоспособность организма, развивает точность и координацию движений ребенка, совершенствует кисть руки.
В детском саду дети участвуют в хозяйственном труде: в еженедельной уборке групповой комнаты – вытирают пыль, моют игрушки, стирают кукольную одежду, ленты (дети за уборкой); следят за чистотой участка и украшают его (дети разметают дорожки, сгребают снег, поливают песок); выполняют обязанности дежурных.
Дети круглый год трудятся в природе. Весной принимают участие в перекапывании грядок, оформлении клумб, сеют семена цветов и овощей, черенкуют комнатные растения. Поливают, пропалывают, окучивают растения в огороде и цветнике. Осенью помогают взрослым пересаживать растения из грунта в уголок природы. Заготавливают корм для зимующих птиц, принимают участие в изготовлении кормушек. Зимой подкармливают птиц. В уголке природы дети самостоятельно ухаживают за животными и растениями: кормят рыб и птиц, поливают комнатные растения, выращивают растения из черенков.
В детском саду детей приучают к ручному труду: работе с бумагой и картоном, тканью, деревом, природным материалом – корой, соломой, листьями.
Воспитатель группы Захарова Н.Ю.