Как эффективно управлять поведением ребенка ? Как избежать конфликтов, возникающих из-за отсутствия понимания? Кто из педагогов и родителей не задавал себе таких вопросов? Доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования А. Орлов пришел к выводу, что причина нарушения психологического контакта, отсутствия взаимопонимания между взрослым и ребенком в дефиците внутренних побуждений, иными словами, в отсутствии желания у ребенка сделать то, что просит взрослый. Это приводит к непослушанию ребенка и утрате контроля над его поведением, а именно: на все «надо» взрослого он твердит «не хочу», что становится предпосылкой к использованию тактики поощрений — наказаний.
Главная психологическая особенность ситуации «надо — не хочу» состоит в том, что образ действий и поведение, требуемые взрослым, сами по себе непривлекательны для ребенка, поэтому он пытается всячески избежать их.
Приведем простой пример. Уже давно наступил вечер, а у маленькой Наташи игра в самом разгаре. Она — «воспитатель в детском саду»: на полу, диване, столе расставлены игрушки — это «дети», «группа» и «площадка для игр». Уже пора спать, но Наташа увлечена игрой так, что даже не слышит того, что говорят ей мама и бабушка. И вот наконец она немного отвлеклась. Однако на все уговоры отвечает, что не хочет идти спать и готова играть хоть до утра. Как же в этой ситуации поступают взрослые?
Они создают внешние мотивы поведения, которые могут быть как положительными (поощрениями), так и отрицательными (наказаниями). Например, мама пригрозила, что если Наташа не ляжет спать, то будет наказана, а бабушка — что если девочка послушается, то она (бабушка) расскажет сказку. Характерная черта этой ситуации состоит в том, что создаваемые взрослым побуждения не связаны с той деятельностью, которой ребенок занимался. Исходные, внутренние побуждения ребенка сталкиваются, вступают в противоречие, а иногда — и в конфликт с внешними, создаваемыми взрослыми. Желание Наташи продолжить игру вступает в противоречие с желанием сохранить хорошие отношения с мамой и послушать бабушкину сказку.
Ситуация наказания — это психологическая ситуация, в которой ребенок оказывается между двумя отрицательными мотивами. С одной стороны, он не хочет выполнять требования, а с другой — стремится избежать наказания, выйти из ситуации. Варианты выхода могут быть разными, но взрослый должен их предотвратить, иначе наказание потеряет свою значимость и эффективность, т.е. необходимы психологические барьеры. Можно, например, закрыть ребенка в комнате до тех пор, пока он не выполнит требование. Психологические барьеры основаны на зависимости ребенка от взрослого. Так, ребенок остается в углу даже в отсутствие взрослого.
Чем меньшей свободой обладает ребенок в ситуации наказания, тем эффективнее и сильнее оно действует.
Как обычно ведет себя ребенок в ситуации наказания ?
1. Он может выполнить указание. Однако здесь надо помнить, что выполняемые действия для него непривлекательные, и в будущем, в подобной ситуации, вновь потребуются внешние побуждения и психологические барьеры.
2.Принять наказание. Проблема заключается в том, что ребенок может увидеть, что наказание не столь страшно, как он представлял или как описывал ему взрослый, и в будущем он не станет бояться его. Или ребенок начинает испытывать чувство гордости и самоутверждения за счет принятия наказания.
3.Преодолеть барьер. Ребенок может попытаться тем или иным способом преодолеть поставленные взрослым психологические барьеры. Например: запертый в комнате ребенок начинает кричать, плакать, колотить кулаками (или даже ногами) в дверь, а может сделать попытку разжалобить взрослого.
Надо помнить, что выход из ситуации наказания может закончиться так называемым аффективным взрывом: ребенок может ударить, разбить любимую мамину чашку, разорвать папину книжку и т.д.
Такая ситуация может втянуть в себя не только ребенка, но и взрослого, и конфликт начнет развиваться стихийно.
Следует подчеркнуть, что выбор ситуации наказания неизбежно ведет к отрицательным психологическим последствиям. Поведение ребенка и взрослого утрачивают подконтрольность. У детей в таких ситуациях формируется жестокость, которая может стать привычной и деформировать характер. Например, дошкольник, наказанный за непослушание во время прогулки, через некоторое время сам «наказывает» в игре непослушного медвежонка. Хладнокровная расправа над котенком, например, также отнюдь не случайна и вовсе не связана, как думают некоторые, с наследственной жестокостью детей.
Итак, мы видим, что тактика наказания полностью педагогически несостоятельна. Ни одна из воспитательных целей не может быть достигнута таким путем.
Педагоги обычно противопоставляют поощрения наказаниям. Однако в них много сходства. Рассмотрим это на примере все той же маленькой Наташи. Несмотря на различные перспективы изменения ситуации «надо — не хочу», и там и здесь девочку вынуждают оставить привлекательную игру ради совсем непривлекательного отхода ко сну. В результате складывается конфликтная ситуация, в основе которой — не только столкновение противоречивых мотивов ребенка и взрослого, но и различные по своей направленности исходные желания.
Психологические различия состоят в следующем.
В ситуации наказания Наташа сделает попытку хотя бы на время выйти из-под контроля мамы (отвернется, заткнет уши и т.п.). В ситуации поощрения девочка будет стремиться сохранить хорошие отношения с бабушкой. Она попытается задобрить ее встречными обещаниями, затянуть переговоры («Ну еще пять минуточек!») или начнет расспрашивать о сказке («А какая будет сказка?»). В первом случае психологические барьеры должны охватывать всю ситуацию игры: мама может заставить Наташу убрать все игрушки в ее присутствии. Во втором случае психологические барьеры окружают только обещания бабушки, но и они должны быть достаточно прочными, чтобы девочка не смогла снизить ценность поощрения («Эту сказку я знаю!») раньше, чем выполнит требование.
Как обычно ведет себя ребенок в ситуации поощрения?
1. Он может выполнить требования взрослого. Выполнение требования лишено внутренних побуждений к деятельности, поэтому ребенку важно лишь получить обещанное. Например, мальчика обещали взять на рыбалку, если он исправит оценки. Но он может получить желаемое, обманув учителя, списать у товарища, сделать попытку обмануть родителей, показывая им только хорошие отметки или исправляя плохие отметки на хорошие, т.е. он стремится получить поощрение, фактически не выполнив требование взрослого.
2. Отказаться от поощрения. Обычно ребенок отказывается от поощрения, если его привлекательность меньше, чем нежелание выполнить требование. Речь идет о несовпадении системы ценностей ребенка и взрослого. Здесь есть опасность, что увеличится относительная привлекательность неподчинения, оно постепенно превращается в своеобразный способ самоутверждения. И тогда единственной возможностью заставить выполнить требование взрослого оказывается наказание.
3. Преодолеть барьер. Здесь речь идет о разновидностях движения «в обход». В ситуации поощрения ребенок, так же как и в ситуации наказания, находится в положении зависимости от взрослого. Вполне естественным следствием такого неравенства оказывается его борьба со взрослым. Чем успешнее эта борьба, тем более нежелательными могут стать последствия тактики поощрений: взрослый рано или поздно может оказаться «банкротом», неспособным создавать новые, все более привлекательные поощрения, а ребенок может стать настоящим потребителем, действующим только под влиянием желанного «подкрепления».
В воспитательной практике тактики поощрений и наказаний смыкаются. Триумф любой из сторон всегда оборачивается поражением в деле воспитания полноценной личности.
Часто взрослые склонны видеть лишь одну причину непослушания: взрослый хочет того, чего в данный момент не хочет ребенок. И забывают о другой: ребенок хочет того, чего в данный момент не хочет взрослый.
Воспринимая нарушение диалога как непослушание, взрослый ищет опору во внешних, искусственно созданных положительных и отрицательных стимулах вместо того, чтобы использовать внутренние побуждения ребенка.
Итак, существуют две линии воспитания. Цели их сходны: восстановить нарушенное взаимопонимание, сделать ребенка послушным. Однако средства для достижения этих целей нередко оказываются диаметрально противоположными. Акцент на внешние мотивы — это манипулирование ребенком, его побуждениями, поведением. Акцент на внутренние мотивы — понимание ребенка и его побуждений. Вместо того чтобы делать их своими врагами, взрослый может и должен сделать их союзниками.
Вернемся к ситуации с Наташей. Маме нужно было включиться в игру девочки. Например: она могла бы исполнить роль родителей, которые пришли в детский сад за своими детьми, и «разобрать» детей-кукол по домам. Тогда внешнее требование, заключенное в игровую форму, стало бы внутренним требованием самого ребенка и утратило бы первоначальный смысл — команды взрослого. Но у всякого ли взрослого хватит терпения и доброй воли, чтобы построить свое общение с ребенком подобным образом? Ведь проще прикрикнуть и пригрозить!
Однако бывают случаи, когда требование взрослого и желание ребенка оказываются абсолютно несовместимы. В такой ситуации нужно найти и вызвать позитивное побуждение ребенка, такую деятельность, в которую легче всего может быть включено «неприятное» требование: одобрение родителей, самоутверждение, желание соответствовать определенному образцу, идеалу и т.д. Например, преподнести неприятное ему дело, как дело, которое не всякому можно доверить. Вспомним историю с Томом Сойером и покраской забора. Требование, вызывающее внутренние мотивы ребенка, делает излишним искусственные внешние побуждения.
Итак, мы видим, что тактика понимания побуждений ребенка с последующей организацией его деятельности по эффективности и психолого-педагогическим последствиям значительно превосходит тактику «поощрений — наказаний». Это хороший способ перехода от конфронтации к диалогу. Практика поощрений и наказаний своего рода «дорога в ад, вымощенная благими намерениями». И суть плодотворных воспитательных воздействий взрослого заключается не в том, чтобы, манипулируя поощрениями и наказаниями, заставлять детей делать то, чего они не хотят, а в том, чтобы постоянно развивать уровень внутренних побуждений детей. Только такая стратегия воспитания означает реальную заботу о ребенке и его позитивном развитии.