Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней дети знакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщение. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь. Ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому ,что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба ,доброта ,честность ,смелость и др.).Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает , но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления .Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость ,неуверенность в себе ,застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий ( «Кукольный театр -малышам», «Театральный салон» , «В гостях у сказки» и др.). Полезно ,когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной ,музыкальной ,театрализованной деятельности ),в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник ,к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.
Для развития у детей умение внимательно слушать, запоминать последовательность событий ,свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения ,проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».Например, читаю отрывок с сказки и спрашиваю «Вы согласны ,что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?(«Козлятушки ,ребятушки ,отворитеся и отопритеся…»).”Почему вы так думаете?”.Или показываю иллюстрацию детям с лисой и спрашиваю: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса ,заяц ,петух»? Почему вы так решили?». Отвечая на вопросы и объясняя, почему именно так они думают ,дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.
При обучении детей средством речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Кроме того ,именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь ,напев ,мимика ,пантомима ).
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях и накопление эмоционально- чувственного опыта у детей – длительная работа ,которая требует участия у родителей .Активизации их интереса способствуют тематические вечера ,в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной ,например :”Любимые сказки”,”Театральные встречи”,”Смешные истории” и др.
Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей ,авторов текста ,изготовителей декораций ,костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному ,эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Воспитатель группы Захарова Н.Ю.