Во время прогулок с ребенком, по дороге в детский сад или домой понаблюдайте за осенней природой, расскажите об изменениях, поговорите об осени. Можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (листопад, заморозки, отлет птиц). Обратите внимание ребенка на признаки, характерные осени: листья меняют свою окраску, легко отрываются от ветки, и начинается массовый листопад. Еще ярче будет образ, если совместить наблюдение с художественным словом — прочитайте ребенку стихи об осени.
Обратите внимание на живых обитателей природы. С уменьшением числа цветущих растений становится все меньше насекомых. С понижением температуры начинается отлет птиц на юг. Раньше других нас покидают насекомоядные. Позже всех направляются на свои зимовья водоплавающие.
Лягушки и прочие земноводные опускаются на дно водоемов и зарываются в ил. С наступлением холодов некоторые животные погружаются в спячку (хомяки, суслики, медведи, ежи, барсуки и т.д.).А некоторые звери делают на зиму запасы пищи, которые прячут в своих «кладовых» (белки, мыши, хомяки). Лисы, зайцы и белки линяют, готовятся обрести теплые шубки к зиме.
Многие из мелких зверьков: полевые мышки, крысы, ласки – поздней осенью приближаются к жилью человека, где им легче найти пищу и кров.
Поговорите с ребенком, пусть каждая минута, проведенная с родителями, будет для него интересной, познавательной, содержательной !
Хаһын түһэн, сарсыарда
Хатын чаран кырыарда.
Сэбирдэхтэр туруттан
Сиргэ дайан тустулэр.
Кустар хоту дойдуттан
Куьугуруу коттулэр,
Эриэн ситим быа хатан.
Эймэнилэр уор хаастар.
(М. Тимофеев)
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
(С. Маршак)
Комус куьун куллэ – уордэ
Алтан чуораан тыаьынан,
Уорэх кунун корсо суурдэ
О5о аймах мунньустан.
Онтон дьэнкир халлаанына
Кыталыктар аастылар
Бала5ан ыйа сайыьан
Кэри-куру майгыннанар.
(А. Булууйускэй)