Профилактика агрессивного поведения

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими по­
  • ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные
    правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой
    он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло, например
    в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции,
    управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс,
    ушу), а также рисование, пение.

• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фикси­руйте на них внимание окружающих.

  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчерки­вайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией,
    служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по­
    ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким
    людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
    Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хоро­ший, добрый!»
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление
    доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «есте­ственную возрастную агрессивность» и научится быть гуман­ным и добрым.
  • Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессив­ные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
    Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по­
    рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть
    свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот­
    ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запус­тить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мя­чом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
    покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче
    крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ре­бенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане­
    сенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в соци­ально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словес­ной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпени­ем, объяснением, поощрением.