План проведения методической недели
«Развитие родной речи детей в процессе знакомства с художественной литературой»
Цель: систематизация знаний, активизация творческой деятельности, повышение педагогического мастерства педагогов.
Методическая неделя проводится с 14.11. по 18.11.2011 г.
Дни недели | Содержание | Ответственный | Участники |
Понедельник14.11. | «Аа5арбытын сөбүлүүбүт» — презентация уголков ознакомления с художественной литературой | Старший воспитатель | Дети, педагоги групп |
Вторник15.11. | Семинар – практикум «Методика ознакомления детей с художественной литературой по возрастным группам» | Учитель – логопед | Педагоги |
Среда16.11. | «Саха суруйааччылара – о5олорго» сообщение о творчестве 1 якутского писателя (дошкольный возраст) | Старший воспитатель | Педагоги |
Четверг17.11. | Мастер – классы интегрированных занятий
10.00 |
Третьякова Г.Н. Чемезова С.А. | ПедагогиДети |
Пятница18.11. | Педсовет — деловая игра | Старший воспитатель | Педагоги |
Педсовет
«Развитие родной речи детей в процессе знакомства с художественной литературой»
Цель: систематизация знаний педагогов о разделе программы «Ознакомление с художественной литературой».
задачи:
- Создать условия в ДОУ для развития родной речи детей и воспитания патриотических чувств с помощью ознакомления с художественной литературой.
- Повышать методический уровень педагогов
- Способствовать творческому поиску.
Дата проведения педсовета: 18.11.2011 г.
Дата проведения тематического контроля: с 1 по 18 ноября
Разделы | Содержание | Методика | Ответственные |
1.Уровень мастерства педагогов | Выявление затруднений и компетентных сторон в ознакомлении с художественной литературой | — Опросник— Наблюдение за деятельностью педагогов | — Старший воспитатель— воспитатели (взаимоконтроль) |
2. Планирование работы | Оценка планирования учебно – воспитательной работы | — Анализ планирования | Старший воспитательУчитель – логопед |
3. Определение уровня развития детей по разделу | Анализ знаний детей по разделу программы | — Опрос | Учитель – логопед |
4. Создание условий для ознакомления с художественной литературой | Обследование предметно – развивающей среды | — Методика обследования | Старший воспитатель |
5. Взаимодействие с родителями | Проведение работы с родителями по данному разделу развития ребенка | — Анализ плана— Смотр уголков для родителей | Старший воспитатель |
Предварительная работа
Домашние задания для педагогов
к педагогическому совету 18.11. 2011 г.
- до 14.11. –Продумать презентацию библиотек группы в произвольной форме (с участием детей, в игровой форме и др.);
- до 15.11. – Подготовить памятки для педагогов по методике ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста по своей возрастной группе, подготовиться к защите.
- до 16.11. – Подготовить материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством якутских писателей. Подготовиться к выставке (музыкальный зал);
- до 16.11. – Чемезова С.А., Третьякова Г.Н. – предоставить конспекты интегрированных занятий
- 16.11. – просмотр мастер – классов
- Распределение специалистов:
Захарова А.Е. – куратор групп (1 этаж)
Турантаева А.Н. – куратор групп (2 этаж)
Оконешникова Н.Г. – эксперт
Памятка для воспитателей
Книжный уголок в детском саду
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:
— Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
— в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
— Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
— На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
— Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
— Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.