Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, эта особенность объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Кроме того, они ещё не могут воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, поэтому правильным их произношением они овладевают лишь постепенно.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. Более же сложные по артикуляции согласные звуки усваиваются примерно до 3-5 лет. Часто они полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения.
Но при нормальном ходе речевого развития, не позднее чем к 5 годам, ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми
гласных и согласных звуков
Возраст появления звуков (в годах) | Звуки |
1-2 | А О Э П Б М |
2-3 | И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
3-5 | С З Ц Ш Ж Ч Щ |
5-6 | Л Р |
Для детей младшего дошкольного возраста определённые речевые недостатки естественны. Трёхлетние малыши говорят ещё короткими фразами, состоящими из двух-трёх слов, и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен. В этом возрасте характерно сокращение слов, когда выпадает первый или безударный слог (лисопед – велосипед), буквы переставляются местами, взаимоупотребляются – вместо звука «к», произноситься звук «г». Однако постепенно все недочёты уменьшаются и к четырём годам многие дети приобретают устойчивые навыки правильной речи.
Если вы замечаете, что проходит месяц за месяцем, а речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание. Возможно, в доме кто-то говорит с ребёнком неправильным языком, подлаживаясь под него, или родители не считают нужным поправлять малыша. Поэтому, совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения возрастных недостатков звукопроизношения является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей.
Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребёнком. Из-за того, что родители умиляются своеобразной речи малыша, да еще и сами подражают ей, ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения.
Помощь специалиста
Если так называемое «возрастное нарушение звукопроизношения» уже перестаёт быть возрастным, такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о специальной логопедической помощи.
Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые с самого начала нельзя относить к возрастным недостаткам.
Сюда относится:
— «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щёк), что придаёт звукам какой-то необычный или неприятный для слуха оттенок;
— межзубное произношение звуков (чаще всего шипящих и свистящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.
Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам.