Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить появление у них различных речевых нарушений.
К причинам появления речевых нарушений относится и леворукость. В некоторых случаях можно предотвратить развитие леворукости, если ребенку с раннего возраста стараться давать предметы только в правую руку, осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (ложку во время еды и т.п.), в игре использовать преимущественно правую руку, давать ощупывать или угадывать предмет именно правой рукой и т.д.
У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от поведения взрослых. Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в произнесении звуков и слов.
Желательно, чтобы члены семьи знали о ходе развития речи в норме и, в соответствии с этим, предъявляли к речи ребенка реальные, а не завышенные требования.
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.
При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.
В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами необходим особый речевой режим с ограниченным введением в словарь ребенка новых слов.
В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкаются»), развитие речи затрудняются, неправильно произносимые звуки речи закрепляются.
В период становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речи, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов во время вдоха. Эти запинки могут перейти в настоящее речевое нарушение, если в этот период ребенка будет окружать напряженная обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.
Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, сопровождая движения в определенном темпе (например, при маршировке).
Большое значение для развития речи имеет игра. В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития ручной моторики, конструирования и пр.
Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить понимание. Этим они наносят вред речевому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарь, необходимый для дальнейшего развития его речи.