Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Бывает иногда родители не обращают внимание на то что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе. Чтобы избежать, эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Предлагаю вам некоторые задания и игры, которые помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе.
Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Бывает иногда родители не обращают внимание на то что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.
Чтобы избежать, эти трудности, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Предлагаю вам некоторые задания и игры, которые помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе.
Игра «Один — много».
Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно.
Образец: лимон — лимоны, берёза — берёзы, тигр — тигры и т.п.
Игра «Ласковый ребёнок».
Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково.
Образец: дом — домик, лист — листик, нос — носик и т.п. (В эту игру тоже можно играть используя мяч).
Игра «Собери слово».
Предложить ребёнку «собрать два слова в одно».
Образец:
сад разводит — садовод,
по луне ходит — …
по снегу ходит — …
везде ходит — …
овощи режет — …
мясо рубит — …
сам летит — …
снег падает — …
листья падают — …
лес рубит — …
рыбу ловит — …
трубы чистит — …
Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры:
Игра «Слова друзья».
Учим ребёнка подбирать похожие по смыслу слова.
Образец:
скачет — прыгает
бросает — …
бежит — …
идёт — …
кричит — …
большой — …
ловкий — …
Игра «Слова — наоборот».
Учим ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу.
Образец: кричать — молчать
ломать — …
поднимать — …
хвалить — …
прямой — …
умный — …
сухой — …
вежливый — …
весёлый — …
горячий — …
Игра «Назови одним словом».
Объясните ребёнку, что предметы могут быть сделаны из разных материалов и называться они будут по-разному.
Образец:
если чашка сделана из глины, то она — глиняная.
мяч из резины — …
ведёрко из пластмассы — …
стена из кирпича — …
шляпа из соломы — …
салфетка из бумаги — …
коробка из картона — …
кольцо из золота — …
ваза из стекла — …
люстра из хрусталя — …
сумка из кожи — …
Список используемой литературы:
1. Жукова Н.С., Мастюков Е.Н., Филичева Т.Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990 год.
2. Селевёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1987 год.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа — пресс, 1999.