В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.
Д/и “Пальчиковый театр”
Пособие состоит из бумажных фигурок героев сказок. Дети инсценируют сюжеты сказок и рассказов.
Игра «Один — много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательные именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.
Упражнения
Мяч мячи много мячей
Кукла —
Кубик —
Пирамидка —
Машинка —
Стол столы много столов
Стул —
Кровать —
Диван —
Шкаф —
Кресло —
Тумбочка —
Столик —столики много столиков
Стульчик —
Кроватка —
Диванчик —
Шкафчик —
Полочка —
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей правильно- форм имен существительных и му образованию и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных
Упражнения
Яблоко — яблочко
Груша —
Слива—
Лимон —
Ананас —
Апельсин —
Добрый слон — добренький слоник
Зубастый крокодил —
Ленивый бегемот —
Быстрая обезьяна —
Страшный лев —
Высокий жираф —
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки).
Вершки Корешки
Капуста
Морковь
Баклажан
Свекла
Картофель
Кабачок
Помидор
Репа
Огурец
Редис
Игра «Съедобное — несъедобное»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный Несъедобный
Боровик
Поганка
Лисичка
Мухомор
Масленок
Рыжик
Сыроежка
Опенок
Игра «Кто с кем?»
Цель: учить правильному употреблению имен существительных единственного числа в творительном падеже и согласованию их с глаголами настоящего времени.
На картинках изображены родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Внимательно рассмотри рисунки и ответь, кто с кем на них изображен и какие действия выполняет.
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.
Шуба из меха — меховая шуба
Платье из ситца —
Носки из шерсти —
Перчатки из кожи — Халат из шелка —
Игра «Посчитай: 1-2-5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
Автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов
Самолет —
Поезд —
Лодка —
Электричка —
Машина —
Трамвай —
Игра «Кто где живет?»
Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
Нора (чья?) — лисья нора
Берлога (чья?) —
Логово (чье?) —
Дупло (чье?) —
Игра «Кто внимательный?»
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.
Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.
Дети учатся….школе.
Дети гуляют…школой.
Дети вышли….школы.
Дети идут…….школе.
Дети зашли…..школу.