Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Речевые игры, способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Использование речевых игр позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.

Д/и “Пальчиковый театр”  

  1. 1Цель: развитие связной речи, развитие мелкой моторики.

Пособие состоит из бумажных фигурок героев сказок. Дети инсценируют сюжеты сказок и рассказов.

Игра «Один — много»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательные именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.

Упражнения

Мяч мячи много мячей

Кукла —

Кубик —

Пирамидка —

Машинка —

Стол столы много столов

Стул —

Кровать —

Диван —

Шкаф —

Кресло —

Тумбочка —

Столик —столики много столиков

Стульчик —

Кроватка —

Диванчик —

Шкафчик —

Полочка —

 Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей правильно- форм имен существительных и му образованию и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных

Упражнения

Яблоко — яблочко

Груша —

Слива—

Лимон —

Ананас —

Апельсин —

Добрый слон — добренький слоник

Зубастый крокодил —

Ленивый бегемот —

Быстрая обезьяна —

Страшный лев —

Высокий жираф —

Игра «Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки).

Вершки Корешки

Капуста

Морковь

Баклажан

Свекла

Картофель

Кабачок

Помидор

Репа

Огурец

Редис

 Игра «Съедобное — несъедобное»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Съедобный Несъедобный

Боровик

Поганка

Лисичка

Мухомор

Масленок

Рыжик

Сыроежка

Опенок

 Игра «Кто с кем?»

Цель: учить правильному употреблению имен существительных единственного числа в творительном падеже и согласованию их с глаголами настоящего времени.

На картинках изображены родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Внимательно рассмотри рисунки и ответь, кто с кем на них изображен и какие действия выполняет.

 Игра «Что из чего сделано?»

Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.

Шуба из меха — меховая шуба

Платье из ситца —

Носки из шерсти —

Перчатки из кожи — Халат из шелка —

 Игра «Посчитай: 1-2-5»

Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.

Автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов

Самолет —

Поезд —

Лодка —

Электричка —

Машина —

Трамвай —

 Игра «Кто где живет?»

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

Нора (чья?) — лисья нора

Берлога (чья?) —

Логово (чье?) —

Дупло (чье?) —

Игра «Кто внимательный?»

Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.

Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.

Дети учатся….школе.

Дети гуляют…школой.

Дети вышли….школы.

Дети идут…….школе.

Дети зашли…..школу.