«Кризис 3-х лет»
Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я Сам!», постигая азы самостоятельности. Этот период сложен не только для малыша, но и для любящих взрослых. Что такое «кризис трех лет» и как помочь ребенку его преодолеть – об этом вы узнали на родительском собрании.
Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях развития детей в период трех лет, а так же рассмотреть эффективные приемы общения и взаимодействия с ними.
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам». Что же такое кризис? Кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно, но пока у них не все получается. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:
•уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
•новые способы познания окружающего мира;
•позитивные модели поведения.
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».
1.В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
2.Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
3.Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что — нельзя.
4.Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
5.Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
6.Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
7.Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
8.Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
9.Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
10.Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
Рекомендации родителям
— Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
— Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно.
Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали « нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
— Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка».
Ребенку только этого и нужно.
-Постарайтесь схитрить» Ох, какая у меня интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)
« А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие моменты заинтригуют капризулю, он успокоится.
Воспитатель младшей группы «Үрүмэччи» Аргунова М.Г.