Как разговаривать с беспокойным ребенком

Картинки по запросу Беспокойный ребенок

1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость,
унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня
извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны.
Ребенок просто перестает их слышать.
2. Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно,
показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете оторваться от дела, и обязательно поговорите с ним позже.
3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько
минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика,
жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они
не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие
пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам
интересно и важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь,
не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы
не можете её выполнить. Не ставьте условия для выполнения
просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то».
Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.

 Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

1.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

  1. Спрашивайте ребенка в середине занятия.
  2. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно зада­ний с необходимостью выбирать правильный ответ из несколь­ких приведенных.
  3. Сравнивайте результаты ребенка только с его собствен­ными результатами (неделю, месяц назад).
  4. Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требо­вания.
    1. Используйте на занятиях визуальную поддержку.
    2. Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения
      на снижение тревожности.

      1. Снижайте количество замечаний.
      2. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

10. Наказывая ребенка, не унижайте его.

11.Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии
его одноклассников.

12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.

13. По возможности объясняйте новый материал на знако­мых примерах.

14. Избегайте длинных нотаций!

15. Обратите внимание на ваш стиль преподавания (автори­тарный стиль может усилить тревожность ребенка).

Повышение самооценки тревожного ребенка

Заниженная самооценка ребенка может выражаться в болез­ненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Как правило, такой ребенок чаще других подвергается манипу­ляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожный ребенок иногда лю­бит покритиковать других.

Для того чтобы повысить самооценку ребенка, оказывайте ему поддержку, проявляйте искреннюю заботу о нем и как мож­но чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам.

Прежде всего необходимо как можно чаще называть ре­бёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

Отрицательное влияние на формирование адекватной само­оценки ребёнка оказывает сравнение его результатов с результа­тами других детей. Если вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

При общении с ребёнком постарайтесь установить визуаль­ный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чув­ство доверия в душу ребёнка.

Рассказывайте ребёнку о своих собственных затруднениях, испытанных вами в тех или иных ситуациях (в нынешний пери­од, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет рас­ширению поведенческого репертуара ребёнка и осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его соб­ственными.

Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка. Повышению самооценки ребенка способствует демократиче­ский стиль воспитания. Обратного эффекта можно достичь, ис­пользуя авторитарный и попустительский стили.

Общайтесь с ребенком так, как будто он лучше, чем в дейст­вительности.

Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т. д.) и отсутствие или снижение количества отрицательных

событий.

Выработке адекватной самооценки способствует хорошее

физическое развитие и здоровье.

Для детей робких, замкнутых, не умеющих поддерживать отношения с другими детьми, существуют особые тренинги уве­ренности в себе.