1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость,
унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня
извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны.
Ребенок просто перестает их слышать.
2. Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно,
показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете оторваться от дела, и обязательно поговорите с ним позже.
3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько
минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
4. Во время разговора помните, что важны тон, мимика,
жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они
не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая с ребёнком, задавайте вопросы, требующие
пространного ответа.
6. Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам
интересно и важно то, о чём он говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь,
не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы
не можете её выполнить. Не ставьте условия для выполнения
просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то».
Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми
1.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
- Спрашивайте ребенка в середине занятия.
- Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.
- Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).
- Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.
- Используйте на занятиях визуальную поддержку.
- Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения
на снижение тревожности.- Снижайте количество замечаний.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
10. Наказывая ребенка, не унижайте его.
11.Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии
его одноклассников.
12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.
13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
14. Избегайте длинных нотаций!
15. Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).
Повышение самооценки тревожного ребенка
Заниженная самооценка ребенка может выражаться в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Как правило, такой ребенок чаще других подвергается манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожный ребенок иногда любит покритиковать других.
Для того чтобы повысить самооценку ребенка, оказывайте ему поддержку, проявляйте искреннюю заботу о нем и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам.
Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки ребёнка оказывает сравнение его результатов с результатами других детей. Если вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
При общении с ребёнком постарайтесь установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребёнка.
Рассказывайте ребёнку о своих собственных затруднениях, испытанных вами в тех или иных ситуациях (в нынешний период, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет расширению поведенческого репертуара ребёнка и осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его собственными.
Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка. Повышению самооценки ребенка способствует демократический стиль воспитания. Обратного эффекта можно достичь, используя авторитарный и попустительский стили.
Общайтесь с ребенком так, как будто он лучше, чем в действительности.
Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т. д.) и отсутствие или снижение количества отрицательных
событий.
Выработке адекватной самооценки способствует хорошее
физическое развитие и здоровье.
Для детей робких, замкнутых, не умеющих поддерживать отношения с другими детьми, существуют особые тренинги уверенности в себе.