1. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
2. Используйте телесный контакт контакт (чаще обнимать, погладить по голове, целовать…), упражнения на релаксацию.
3. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
4. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
5. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад). Не сравнивайте ребенка с окружающими.
6. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
7. Не стыдите ребенка, особенно в присутствии кого-либо.
8. По возможности объясняйте новое на знакомых примерах.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Обратите внимание на ваш стиль воспитания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).
11. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!”).
12. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
13. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
14. Выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость.
15. Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
16. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
17. Не унижайте ребенка, наказывая его.
18. При общении с ребёнком постарайтесь установить визуальный контакт.
19. Рассказывайте ребёнку о своих собственных затруднениях, испытанных вами в тех или иных ситуациях (в нынешний период, в детстве), и как вы с ними справлялись. Это поможет расширению поведенческого репертуара ребёнка и осознанию того, что и у других людей существуют проблемы, сходные с его собственными.
20. Положительное влияние на самооценку ребенка оказывает большое количество приятных событий (поездки, путешествия и т. д.) и отсутствие или снижение количества отрицательных событий.
21. Выработке адекватной самооценки способствует хорошее физическое развитие и здоровье.
22.Обратите внимание на себя, на свое внутреннее состояние.
23. Снятие мышечного напряжения ( упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж) . Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним.
24. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия
25.Сделайте все чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
26.Ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
27.Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (“Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! ”). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.