Адаптация к школе

Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с учащимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Школа — совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения — очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыду­щим опытом, но требующих максимальной мобилизации физи­ческих и интеллектуальных сил. Трудно всё: и сам режим учеб­ных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35-40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, — это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готов­ность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недоста­точным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью,

низким уровнем развития произвольного внимания, воли и дру­гих качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.

Характер протекания адаптации во многом зависит от здоро­вья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда пе­реносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

Таким образом, адаптация к школе — сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологиче­ского, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.

Выбор школы

Если есть возможность выбрать для ребёнка ту или иную школу из числа государственных или частных, прежде всего на­до, во-первых, определить, какую пользу мы ждём от неё; во-вторых, понять, на что следует обратить внимание, чтобы оце­нить, устраивает ли нас данная школа.

Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Одних интересует, насколько серьёзное образование можно получить в данной школе, других особенно волнует социальный статус учеников, с которыми придётся общаться их детям. Прежде чем знако­миться с какой бы то ни было школой, нужно составить для себя чёткое представление, чего же мы хотим. Мнения людей отно­сительно школы очень разные.

Если родители считают, что лучшей системой является та, в которой уделяется много внимания каждой отдельной лично­сти, то их не устроят школы, где в классах много учеников. Если родители убеждены, что школы с первого же класса должны быть разделены на мужские и женские, их детям не подойдут учебные заведения, где мальчики и девочки учатся совместно. Во всех подобных случаях мнение взрослых не касается самой школы, а показывает, отвечает ли она их представлению о ней или нет.

Выбор школы не должен быть сложным. Отправляя учиться детей, мы надеемся, что они получат определённые сведения об окружающем мире, о людях, живущих на земле, о собствен­ных способностях. Образование должно помочь стать достой­ными гражданами своей страны. Даже будь у нас возможность оставить детей дома, мы не смогли бы сами научить их всему тому, что они узнают в школе. Полученные там знания нужны, чтобы обобщить жизненный опыт, который дети приобретают с нашей помощью в семье. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, ка­кие хотели бы получить и мы.

О чем следует сказать учителю перед началом учебного года

Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Лож­ный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно — «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются при­чиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.

Не забудьте рассказать:

  • о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;
  • как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);
  • каковы особенности его поведения (спокойный, дисцип­линированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражитель­ный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребенок лени­вый или левша;
  • как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);
  • что вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстракт­ными понятиями, может обобщать; память — хорошая или пло­хая);
  • как развита речь (произносит правильно все звуки, непра­вильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).

Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.

Предостережения родителям

Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок — интеллектуальных, эмо­циональных, физических.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное — готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей?

Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их не­заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препят­ствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и под­держки.

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уде­ляем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожале­нию, желания родителей не столь уж часто совпадают с воз­можностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлага­ли столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетер­пимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намере­ниями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, кри­ки, выяснение отношений, наказания — всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и созда­ёт новые проблемы.

Сейчас можно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести ещё годик дома или в детском саду. Не потому, что ребёнок к учёбе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с кото­рыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального разви­тия, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значи­мость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ре­бенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитаци­ей всех выявленных отклонений.

  1. Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «незрел» ребенок, или же проведите самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Если
    ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попы­таться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, ис­пользуя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок ваш недостаточно готов, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по вашей просьбе записали в школу.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесооб­разность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него мо­жет что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сле­дите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на на­чальном этапе овладения учебными навыками. Если у перво­классника, например, есть логопедические проблемы, постарай­тесь справиться с ними на первом году обучения. Поддержите первоклассника в его желании добиться ус­пеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  6. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учеб­ных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консульта­цией к учителю или школьному психологу.
  7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появил­ся человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

10.Ученье — это нелегкий и ответственный труд. Поступле­ние в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника
должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.