Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения: обогащается словарь ребенка, дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Игра «Я заметил»
Давай проверим, кто из нас самый внимательный, будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик, он синий. Я заметил кошку, она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по очереди.
Игра «Волшебные очки»
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и т.д.
Игра «Угощаю»
Давай вспомним вкусны слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игра «Рифмы»
Вы, наверное, замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. Предложите ребенку придумать рифмы на слова, которые вы будете говорить, например: «дом – лом», «гора – нора», «мост – рост» и т.д.
Игра «Потому и почему»
Взрослый задает ребенку вопросы. Например, «Почему осенью много луж?» «Почему врач надевает маску?» и т.д. ребенок отвечает на вопросы, используя словосочетание «…потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом «Почему?».
Игра «Добавлялки»
Ребенок подбирает подходящие слова. Например, я знаю точно адрес наш, и свой подъезд и свой…(этаж)
Важно по морю плывет
Трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф,
Потому что сын… (жираф)
Игра «Так бывает или нет»
Ребенок должен заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например, летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Автор: Семенова Ю.А.