Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4 — 4,5 лет пора начинать подготовку к этому.
Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво — в форме игры — повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке, например: » Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука М» и т.п.
Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.
1. В основе обучения чтению — не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.
Поиграйте в игру «Слушай внимательно»: предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук в слогах, в словах. Предложите отгадать, на какой звук начинаются и заканчиваются слова.
2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО — т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука — (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.
3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.
4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! — и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение — это чтение слогами. И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА. (Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.)
Как помочь ребёнку, если он забывает буквы?
1. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.
2. Лепка ребёнком буквы из пластилина.
3. Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
4. «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
5. Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, на что похожа буква?
6. Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
7. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
8. Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.
9. Нахождение «правильных» и «неправильных» букв.
Учитель-логопед Оконешникова Н.Г.