Как помочь ребенку выучить стихи?

Kak-byistro-vyiuchit-stihotvorenie-naizust-e1386815195430

            Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей. Заучивание стихов наизусть развивает память, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.

Разучивание стихотворений является одним из испытанных приёмов развития речи детей. Выученные наизусть загадки, стихи и прочие стихотворные формы дают детям прекрасные образцы речи – это меткие слова, образные выражения, разнообразные по конструкции предложения.

Когда нужно заучивать стихи?

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4-5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский сад). Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия.

Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется. Стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

2. Большое значение имеет специально организованная предварительная беседа,  которая строится на языковом материале стихотворения. В ней необходимо обыграть ситуацию, описанную в стихотворении или близкую к ней.

Беседа должна проводиться на высоком эмоциональном уровне и сопровождаться наглядностью. 

В конце беседы нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Вместе с детьми следует обязательно найти в тексте незнакомые или не совсем понятные слова и объяснить их значение. Качество запоминания у ребенка напрямую зависит от интереса. Материал же интересен только тогда, когда он понятен.

3. Далее переходим к собственно разучиванию стихотворения. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.

4. Закрепление заученного материала

При закреплении осуществляется перенос материала из кратковременной памяти в долговременную память.

Нужно начать повторение в день заучивания, очень хорошо, если есть возможность повторить и в середине дня и обязательно перед сном.

В последующие 10 суток стихотворение желательно повторять 1 раз в день.

Для того чтобы замедлить процесс забывания, можно нарисовать с детьми каждое выученное стихотворение – сделать своеобразную собственную иллюстрацию к нему, подписать название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папку. Периодически доставайте иллюстрации, рассматривайте всей группой. Пусть дети вспоминают и читают наизусть все ранее выученные стихотворения. Так не только в памяти ребёнка закрепятся стихи, будете формироваться его поэтический багаж, но и представится прекрасная возможность испытать гордость за свои успехи.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

1.     Рисуем стихотворение.

Текст кодируется при помощи рисунков-символов. Взрослый учит его наизусть, выразительно читает, затем даёт ребёнку установку: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда ты его сумеешь хорошо запомнить».

Затем взрослый вместе с малышом воспроизводит текст с опорой на рисунки. Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы ребёнок мог рассказывать текст бабушке, маме или любимой игрушке.

Нужно учить их не увлекаться рисованием мелких деталей, а передавать только главное.

2.     Изображаем в действии.

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание. Взрослый подбирает к слову или строке движения, которые выполняются по ходу чтения текста. (Это знакомые всем упражнения на координацию речи с движением).

3.     Показываем стихи.

Взрослый показывает стихотворение с помощью любого вида театра (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, «театр игрушек»). По ходу чтения он выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает их в специальную коробочку, в которой «живёт» новое стихотворение. Это делается несколько раз, чтобы ребёнок смог повторить стихотворение вместе со взрослым.

4.     Играем стихи.

Взрослый организует игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает родитель, а «играет» ребёнок, а потом наоборот.

5.     Игры с мячом.

Применение этого приёма очень разнообразно. Взрослый может прочитать первую строчку стихотворения и бросить мяч стоящему ребёнку, а тот читает вторую строчку и т.д. Или взрослый начинает строчку, а ребёнок её заканчивает. Или взрослый показывает содержание строчки движениями, а ребёнок озвучивает.

В заключении хочется сказать о том, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно всем приносить удовлетворение и радость.