- Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
- Сообщайте ребенку заранее, что он должен подготовиться к какому-то занятию (например, к обеду) через пять минут.
- Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей для выбора. Если они обычно не идут к столу обедать, скажите им, что у них есть выбор, когда им прийти: через одну минуту или через две. Если он специально испытывает ваше терпение и провоцирует вас, не соглашайтесь на то, чтобы изменять уже предоставленные возможности. Если же ребенок предлагает альтернативу , тогда на вопрос, могут ли они прийти обедать после того, как уберут игрушки, соглашайтесь.
- Всякий раз объясняйте ребенку , почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано.
- Давайте ему только одно задание на определенный период времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.
- Вместе обсудите, каковы будут их ответные меры на их плохое поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи по дому, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи?» и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого уговора.
- Выделите стул или тихий уголок для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания.
- Если ребенок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трех, а он не прекратил безобразничать, его следует наказать (стульчик тайм-аута).
- Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Таня, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твердо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.
10. Вы можете завести карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. Это хороший метод для контроля за поведением.
11. Не забывайте подмечать, когда ребенок хорошо себя ведет, и хвалите его за то, что он отвечает вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…».
12. Попросите ребенка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: «Ваня, нехорошо ходить по комнате в уличной обуви. Ты можешь показать мне, как нужно вести себя в таком случае?» Ваня снимает ботинки. «Спасибо, я знала, что ты можешь это сделать. Так лучше».
13. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят, играют.
14. Не забывайте быть последовательным, даже если вы чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае ребенок поймет, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила все время меняются.
Педагог-психолог Турантаева А.Н.