Как сформировать правильную осанку у ребенка

Виды нарушений осанки


Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношение длины и массы тела. Однако осанка представляет собой не только антропометрическую часть физического развития ребенка, но и биомеханическую, энергетическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятием гармонии тела, а также педагогическую, обеспечивающую формирование поведения и самоконтроля.

На формировании осанки сказываются как эндогенные факторы (внутренние), так и экзогенные (внешние). К эндогенным факторам можно отнести наследственность, тип конституции, состояние скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, темпы роста. К экзогенным факторам относится характер питания, заболевания, физическое воспитание, гигиена труда и учебы, занятие спортом.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды, поэтому особенно важно обращать внимание на формирование правильной осанки именно в этом возрасте.

Большое значение имеет образование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы. При этом главную роль играет не столько сила мышц, сколько согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп, сбалансированная работа мышц агонистов, синергистов, антогонистов, стабилизаторов и нейтрализаторов (сильно, но односторонне развитая мускулатура также весьма часто приводит к различным отклонениям).

Основное значение в вертикализации, сохранении физиологических изгибов и защите позвоночника от повреждений имеет так называемый мышечный корсет и две мощные гидродинамические опоры – грудная клетка и брюшной пресс.

Профилактика нарушений осанки у детей

 

Формирование осанки происходит постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов. Осанку следует рассматривать как двигательный навык, образующийся по типу сложных условных рефлексов. Правильная осанка – такой же двигательный рефлекс, приобретенный ребенком в процессе его развития.

Общий и статико-динамический режим должны быть обеспечены ребенку дома, а лечебную гимнастику необходимо выполнять как в домашних условиях.

В вопросах профилактику нарушений осанки очень важно соблюдение правильного статико-динамического режима:

 

  • Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случай не должны спать на мягкой прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении.
  • Необходимо правильно организовать рабочее место, освещение должно быть рассеянным и достаточным.
  • Высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен доходить до угла глаза).
  • Высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 .
  • Желательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом положении.

Сопутствующие деформации при нарушениях осанки у детей

У детей с нарушением осанки в 50 % случаев встречаются сопутствующие деформации стоп в виде продольного или поперечного плоскостопия.

Плоскостопия – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода.

Следует отметить, что наша стопа выполняет ряд важных функций:

  • Опорную,
  • Рессорную (амортизационную),
  • Двигательную,
  • Балансировочную.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренний свод с отведением переднего отдела стопы. Плосковальгусная деформация стоп нередко является следствием рахита у детей раннего возраста (1-3 лет), а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) чаще наблюдается продольное плоскостопие без выраженного вальгусного компонента с постепенным уменьшением степени плоскостопия. Тип стопы, так же и тип осанки, формируется к школе (к 7 годам), в связи с чем дошкольный возраст наиболее благоприятен для коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата.

Уплощение сводов стоп влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушений осанки.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль в ногах усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становиться все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.

Инструктор физкультуры  Скрябина М.Д.