- Упорядочьте систему требований, следите за своими по
- ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные
правила. - Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
- Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой
он есть. - Направьте его энергию в положительное русло, например
в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции,
управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс,
ушу), а также рисование, пение.
• Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией,
служит для ребенка своеобразным «развлечением». - Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по
ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким
людям. - Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!» - Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление
доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым. - Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре.
Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по
рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть
свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот
ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору;
покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче
крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит». - Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане
сенную для удара руку, окрикните ребенка.
Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.