Рекомендации для развития мышления:
- Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.
- Составлять группу из отдельных предметов.
- Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.
- Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить сравнивать предметы.
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
- Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
- Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
- Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
- Учить ребенка устанавливать причинно — следственные связи.
- Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
- Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
- Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
- «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
- «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
- «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
- «Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый — легкий», «сильный -слабый», «легкий — тяжелый и др.).
- «Уникуб», «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы.
- Загадки.