Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
К моменту поступления ребенка в школу родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника.
• Состояние звукопроизношения
Ребенок к семи годам должен выговаривать все звуки
• Состояние фонематических процессов
Умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы.
• Состояние грамматического строя
Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
• Состояние слоговой структуры слова
Семилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод.
• Состояние словарного запаса
Следует обратить внимание на наиболее трудные разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
• Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
Для родителей детей старшего дошкольного возраста предлагаются игры и упражнения, которые совместно с детьми можно проговаривать в общественных местах, на прогулке, дома…
Игры для развития фонематических представлений
Игра «Поймай звук» Слышать звук в ряду других звуков или слоговых сочетаниях. Хлопнуть, если в слове будет слышен определённый звук.
Инструкция: «Хлопни, если услышишь звук А»
Выделение данного гласного (согласного) звука в ряду других звуков
А, у, о, А, о, у, ы, А, А, у, А
Выделение данного гласного (согласного) звука в слогах
Аи, оу, Ау, иы, Ао, ыэ, Ау
Игра «Будь внимателен» Послушай слова и выложи картинки в такой же последовательности.
Упражнения для развития слогового анализа и синтеза слов
«Хлопни в ладоши» — определение количества слогов по количеству хлопков.
Проговаривание слогов.
«Определи звук» — определить места звука в слове – в начале, конце, середине слова.
Игры для формирования грамматического строя речи
«Всё наоборот». Одеваюсь – раздеваюсь, застёгиваю – расстёгиваю.
«Играем противоположности» (добро – зло, ссора – дружба). Зимой холодно, а летом… (жарко).
«Измени окончание» — один палец – пять пальцев, одно яблоко – пять яблок, одна корова – четыре коровы, одна лошадь – три лошади, одна собака – три собаки
«Без чего не бывает?» Зебра не бывает без… (полосок), верблюд – без … (горба), лошадь без … (гривы), корова – без … (рогов), кошка – без … (усов).
«Дополни предложение» Юля купила жёлтые… (лимоны). Огурец твёрдый, а помидор … (мягкий). Какой овощ ещё твёрдый? (картофель, фасоль…) О чём можно сказать твёрдая? (груша, морковь, тыква…)
«Какое слово не подходит?» Капуста зелёная, хрустящая, мягкая, красная.
Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду…, а потом …
«Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чём-нибудь».
Упражнения на формирование навыков словообразования
«Скажи ласково» Какое слово получится, если к слову дочь добавить –енька?
Чулки – чулочки, носки – носочки, копейка – копеечка, красный – красненький, белый – беленький.
Образование глаголов с помощью приставок с-, на-, по, про, в-, -вы, -под, -от, -у, пере, -за, -от, на-, вы-.
Например: прыгнул – спрыгнул, выпрыгнул, отпрыгнул, подпрыгнул.
Надеюсь, что ваш ребёнок выполняет задания на «5+».
Желаю удачи!