Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
- Стройте взаимоотношения с ребёнком на доверии и взаимопонимании.
- Контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.
- Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».
- Реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
- Не настаивайте на том, чтобы ребёнок принёс обязательно
извинения за проступок. - Выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Изменение микроклимата в семье:
- Уделяйте ребенку достаточно внимания.
- Проводите досуг всей семьей.
• Не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
Организация режима дня и места для занятий:
- Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
- Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь на посторонние действия.
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.
- Оградите от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.
- Избегайте по возможности больших скоплений людей.
- Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
- Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение, используя знаковую систему или дневник самоконтроля.
- Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.
- Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребёнок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.
- Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
- Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком.
- Не давайте поручений, не соответствующих уровню развития, возрасту и способностям.
- Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.
- Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
- Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
- Объясните ребёнку о его проблемах и научите с ними справляться.
- Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
— лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
— запрет на приятную деятельность;
— прием «выключенного времени» (скамья штрафников);
— внеочередное дежурство по кухне и т. п.
— Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного).
— Помните, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции/
Педагог-психолог: Турантаева А.Н.