Если ваш ребенок начал заикаться, желательна консультация психоневролога, логопеда, психолога. Также необходимо соблюдение ряда правил:
1. Необходима правильная организация режима дня. Прежде всего, следует обратить внимание на четкость, последовательность и планируемость времени отдыха и активной деятельности ребенка. Четкий режим сна, приема пищи, организованных занятий и самостоятельной игры и прогулок способствуют регуляции многих жизненных процессов организма. Режим дня не должен нарушаться на выходных.
2. Питание должно быть полноценным и витаминизированным.
3. Ограничение времени просмотра телевизора и использования компьютерных игр.
4. Необходимо увеличить ребенку время прогулки на свежем воздухе.
5. Следует избегать обилия информации для ребенка как положительной, так и отрицательной. А также чтения на ночь страшных или незнакомых для ребенка произведений.
6. Свободное время следует проводить (в зависимости от интересов ребенка) в спокойных и распланированных играх и занятиях: рисование, лепка, аппликация и т.д.
7. Особое значение для заикающихся детей имеет эмоционально-благоприятная обстановка в доме.
8. Несколько правил речевого поведения родителей:
интонация общения между членами семьи и при обращении к ребенку должна быть всегда доброжелательной;
темп речи взрослых не должен быть ускоренным;
желательно в речи использовать полный стиль произношения, то есть такой стиль, при котором произносятся все звуки в слове;
фразы, обращенные к ребенку, должны быть четко сформулированы и должны иметь как логическую, так и интонационную завершенность;
нельзя перебивать малыша, если он начал что-то рассказывать или отвечать на вопрос;
не следует договаривать за него начатую им фразу!
следует поощрять ребенка к диалогу (при этом важно, чтобы ребенок смотрел в глаза собеседнику), стараясь не делать замечаний по поводу его ошибок в речи и тем более запинок, т.е. всякий раз одобрять его речь.
9. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
10. Ребенку полезно выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.
11. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.