Первые детские рисунки появляются примерно в два года. Характерные для этого возраста штрихи и каракули отражают неспособность разделять внутренний и внешний мир. Появляющиеся в дальнейшем круг и замкнутые фигуры свидетельствуют о возникновении в сознании ребенка образа себя.
В трехлетнем возрасте к кругу добавляются линии и палочки, могут присутствовать черты лица, волосы. Но нарисованные человечки выглядят как «головоноги»: голова и тело слились в один овал или круг с ногами. Как правило, ребенок этого возраста сначала рисует, а потом придумывает, что изобразил.
Замысел появляется приблизительно к четырем годам, когда ребенок переходит к рисованию примитивной схемы. Теперь рисунок состоит из отдельных, правильно расположенных частей.
Детализация изображений начинается с шести лет: на лицах появляются правильной формы нос и рот, на руках – пальцы.
К семи годам на детском рисунке можно увидеть такие обязательные детали человеческого образа, как волосы, шея и одежда.
А в десять лет дети в основном переходят от схематичности изображения к пластичности, когда части тела и некоторых предметов соединяются без углов и лишних чёрточек.
Если у ребёнка нет художественного таланта, и он не ходит на специальные занятия, то в подростковом возрасте совершенствование рисунка прекратится.
Такое развитие рисунка является последовательным для каждого ребенка, и нарушение этого процесса может свидетельствовать о социальном неблагополучии, искажении личностного или отставании умственного развития. Для выявления подобных нарушений всё чаще используются различные тесты детских рисунков.
Рекомендации:
Самую точную и достоверную информацию о развитии ребёнка и возможных психологических проблемах можно получить из рисунка человека. Для этого необходимо знать не только фазы развития детского рисунка. В рисуночных тестах важно всё: использование пространства, формы и размеры изображений, выбранная палитра.
Опытному психологу не доставит особого труда «раскодировать» детский рисунок. Но и внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.
Проводя такой тест в домашних условиях, важно следовать некоторым правилам. В первую очередь, тесты подобного характера дают наиболее правдоподобные результаты начиная с 4-5 лет – когда ребёнок обладает достаточными навыками рисования. Кроме того, следует учитывать и степень предрасположенности ребенка к художественному творчеству – не предъявляйте слишком высоких требований к рисунку малыша, не имеющего художественного таланта.
В процессе рисования будьте рядом и внимательно наблюдайте за последовательностью появления на рисунке объектов, за исправлениями и комментариями, за сменой настроения в процессе рисования. Поощряйте словесное описание изображаемого, потому что рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга. Однако избегайте указаний и поучений, не отвлекайте от творчества своими замечаниями и вопросами – предоставьте воображению ребенка полную волю.
ПДО по ИЗО Колесова А.Ф.