Воспитание детей в условиях современной якутской семьи.

      А.С Макаренко  как –то  сказал, что  научить человека  быть  счастливым нельзя, а  воспитать человека так, чтобы он  был  счастлив, можно  и необходимо.

     Проблема  воспитания  ребенка   дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  и  по  сей  день  значима  и  актуальна. Для  современного  подхода  к  вопросу  о разработке  системы  воспитания  детей  в  условиях  современной  якутской  семьи  существует  множество  причин.

       Первая  из  них  связана  с  отсутствием  дифференцированного  подхода  к  детям  в  соответствии  с  его  возрастным  особенностям.

     Вторая – педагогическая  неграмотность  родителей  в  вопросах  индивидуального  воспитания  детей, с  учетом  современных  требований  педагогики, физиологических, психологических  и  этнических  особенностей  детей. Несмотря  на  существенную  психологическую  аргументацию  положения  о  необходимости  целенаправленной  работы  по  дифференцированному  воспитанию  ребенка  дошкольного возраста, в педагогике, в частности  семейной,  традиционно  эти  проблемы  поднимаются  и  решаются  крайне  редко.

     Проблема  использования  потенциала  этнопедагогики  родителями  в  процессе  воспитания  детей  в  современной  якутской  семье  является  на  сегодняшний  день  значимой.

     … « Молодой человек  никогда  не будет любить  свою  невесту  и  жену, если он  не  любит  своих родителей, товарищей, друзей, и чем  шире область этой неполовой любви, тем благородней  будет и любовь. Человек, который любит  свою Родину, свое дело, не  станет  развратником»,- писал Макаренко.

      Учитывая  результаты  исследований  последних  лет, можно  отметить, что  особую  тревогу  вызывает  снижение  уровня  нравственной  воспитанности  и  культуры  школьников  и  общества  в  целом. Данное  обстоятельство  позволяет  вставить перед  собой такую цель , как решать  проблему  нравственного  воспитания  детей  одной  из  важнейших  для  семьи, школы  и  общества. В  вопросах  воспитания  детей  должны  появиться  новые  ценностные  задачи, которые  следует  искать  в  недрах  народной  педагогики, поскольку  по  точному определению  Г.Н Волкова: «Воспитание, созданное  самим  народом  и  основанное  на  народных  началах, имеет  ту  воспитательную  силу, которая  нет  в  самых  лучших  системах, основанных  на  абстрактных  идеях  или заимствованных  у  другого  народа».

     Семья  как  ячейка  общества  представляет  собой  не  только  родной  очаг, живыми  нитями  она  связывает  каждого  человека  с  традициями  народа, его  нравственным  и  культурным  наследием, воспитательным  опытом. Семья  выступает  функциональным  посредником  между  человеком, государством  и  другими  социальными  инструментами. Полноценное  выполнение  семьей  ее  функций  является  необходимым  условием  сохранения  исторической  преемственности  поколений, развития  личности  и  общества  в  целом. Общественной  стабильности  и  прогресса.

     Семейное  воспитание  играет  огромную  роль  в  формировании  личности, особенно  в  дошкольном  и  младшем  школьном  возрасте. Круг  идей  народной  педагогики  в  воспитании  детей, весьма обширен. Идеи  воспитания  возникли  на  основе  опыта  народа, накопленного  в  течение  многих  веков  из  потребности  общества  в  лучшей  организации  воспитательной  деятельности  по  подготовке  детей  к  труду  и  жизни. Эти  идеи  и  опыты  народной  педагогики  обогащались, обновлялись  и  развивались  вместе  с  развитием  народа  в  разные  исторические  периоды.

     Анализ  воздействия  народных  традиций  на  семейное  воспитание  доказывает, что  многие  семьи  недостаточно  знают  методы  воспитания, используемые  когда- то  бабушками  и  прабабушками.  Это  доказывается  содержанием  тех  традиций  в  области  семейного  воспитания, которые  бытуют  во  многих  семьях, отражаются  в  устном   народном  творчестве, обрядах, обычаях. Основным  источником  знаний  о  народных  традициях  в  семейном  воспитании  являются  родители.

    Проведенная  нами  опытная  работа  по  привлечению  родителей  к  использованию  приемов, методов  и  содержания  воспитания  детей  в  семье  показала, такую  гипотезу, что  выработанные  веками  неписаные  правила  и  традиции, отраженные  в  устном  народном  творчестве  и  хозяйственному  укладу  народа, оказывают  существенное  влияние  и  в  наши  дни. Родители  и  воспитатели  в  процессе  воспитания  должны    использовать  народные  традиции, обычаи,  игры, сказки, пословицы и.т.д

     Таким  образом, обязательным  условием  в  воспитании  детей  является  родительский  идеал  своего  народа  в  целом: идеальные  родители  характеризуются  такими  качествами: физически  закаленная (здоровье), обладающая  высокими  нравственными  устоями (человеколюбие), чувством  национальной  свободы  и  человеческого  достоинства, гостеприимством, скромностью, доброжелательностью, верностью, почтение  к  старшим, умением  заботиться  о  подрастающих  поколениях.

     На  основании  полученных  результатов  можно  утверждать гипотезу, что  если  в  процессе  организации  жизнедеятельности  детей  в  современной  якутской  семье  использовать  национальные  традиции  и  повысить  психологическую  культуру  родителей  с  позиции  современных  требований  к  воспитанию, то  это  позволит  успешно  решать  вопрос  учета  в  воспитательной  работе  индивидуально- половых  различий  детей  дошкольного    возраста.

     Модель  воспитания детей в  якутской  современной  семье.

Направления Средства Методы
Формирование основ ЗОЖ Соблюдение режима дня Словесные методы одобрения и порицания
Воспитание трудолюбия, умений необходимые для ведения хозяйства Закаливание, спорт, навыки самообслуживания, личная гигиена Дидактические игры, народные настольные игры
Формирование эстетического вкуса. Совместный домашний труд Совместные занятия с родителями (пение, проведение семейных праздников, помощь старшим, забота о младших)
Формирование культуры поведения, (гостеприимства, вежливости, доброты, обязательности) Авторитет родителей, правила поведения в обществе Занятия прикладным искусством .
Развитие коммуникативных качеств (терпеливое отношение к людям) Традиции, семейные праздники, обычай добрососедства Показательные,словесные
Подготовка к жизни Народное прикладное искусство, фольклор,  
  Устное народное творчество, чтение художественной литературы  

Сысолятина  Валентина   Илларионовна, воспитатель  гр. «Сулусчаан»