А.С Макаренко как –то сказал, что научить человека быть счастливым нельзя, а воспитать человека так, чтобы он был счастлив, можно и необходимо.
Проблема воспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста и по сей день значима и актуальна. Для современного подхода к вопросу о разработке системы воспитания детей в условиях современной якутской семьи существует множество причин.
Первая из них связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его возрастным особенностям.
Вторая – педагогическая неграмотность родителей в вопросах индивидуального воспитания детей, с учетом современных требований педагогики, физиологических, психологических и этнических особенностей детей. Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по дифференцированному воспитанию ребенка дошкольного возраста, в педагогике, в частности семейной, традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко.
Проблема использования потенциала этнопедагогики родителями в процессе воспитания детей в современной якутской семье является на сегодняшний день значимой.
… « Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любит своих родителей, товарищей, друзей, и чем шире область этой неполовой любви, тем благородней будет и любовь. Человек, который любит свою Родину, свое дело, не станет развратником»,- писал Макаренко.
Учитывая результаты исследований последних лет, можно отметить, что особую тревогу вызывает снижение уровня нравственной воспитанности и культуры школьников и общества в целом. Данное обстоятельство позволяет вставить перед собой такую цель , как решать проблему нравственного воспитания детей одной из важнейших для семьи, школы и общества. В вопросах воспитания детей должны появиться новые ценностные задачи, которые следует искать в недрах народной педагогики, поскольку по точному определению Г.Н Волкова: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которая нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Семья как ячейка общества представляет собой не только родной очаг, живыми нитями она связывает каждого человека с традициями народа, его нравственным и культурным наследием, воспитательным опытом. Семья выступает функциональным посредником между человеком, государством и другими социальными инструментами. Полноценное выполнение семьей ее функций является необходимым условием сохранения исторической преемственности поколений, развития личности и общества в целом. Общественной стабильности и прогресса.
Семейное воспитание играет огромную роль в формировании личности, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Круг идей народной педагогики в воспитании детей, весьма обширен. Идеи воспитания возникли на основе опыта народа, накопленного в течение многих веков из потребности общества в лучшей организации воспитательной деятельности по подготовке детей к труду и жизни. Эти идеи и опыты народной педагогики обогащались, обновлялись и развивались вместе с развитием народа в разные исторические периоды.
Анализ воздействия народных традиций на семейное воспитание доказывает, что многие семьи недостаточно знают методы воспитания, используемые когда- то бабушками и прабабушками. Это доказывается содержанием тех традиций в области семейного воспитания, которые бытуют во многих семьях, отражаются в устном народном творчестве, обрядах, обычаях. Основным источником знаний о народных традициях в семейном воспитании являются родители.
Проведенная нами опытная работа по привлечению родителей к использованию приемов, методов и содержания воспитания детей в семье показала, такую гипотезу, что выработанные веками неписаные правила и традиции, отраженные в устном народном творчестве и хозяйственному укладу народа, оказывают существенное влияние и в наши дни. Родители и воспитатели в процессе воспитания должны использовать народные традиции, обычаи, игры, сказки, пословицы и.т.д
Таким образом, обязательным условием в воспитании детей является родительский идеал своего народа в целом: идеальные родители характеризуются такими качествами: физически закаленная (здоровье), обладающая высокими нравственными устоями (человеколюбие), чувством национальной свободы и человеческого достоинства, гостеприимством, скромностью, доброжелательностью, верностью, почтение к старшим, умением заботиться о подрастающих поколениях.
На основании полученных результатов можно утверждать гипотезу, что если в процессе организации жизнедеятельности детей в современной якутской семье использовать национальные традиции и повысить психологическую культуру родителей с позиции современных требований к воспитанию, то это позволит успешно решать вопрос учета в воспитательной работе индивидуально- половых различий детей дошкольного возраста.
Модель воспитания детей в якутской современной семье.
Направления | Средства | Методы |
Формирование основ ЗОЖ | Соблюдение режима дня | Словесные методы одобрения и порицания |
Воспитание трудолюбия, умений необходимые для ведения хозяйства | Закаливание, спорт, навыки самообслуживания, личная гигиена | Дидактические игры, народные настольные игры |
Формирование эстетического вкуса. | Совместный домашний труд | Совместные занятия с родителями (пение, проведение семейных праздников, помощь старшим, забота о младших) |
Формирование культуры поведения, (гостеприимства, вежливости, доброты, обязательности) | Авторитет родителей, правила поведения в обществе | Занятия прикладным искусством . |
Развитие коммуникативных качеств (терпеливое отношение к людям) | Традиции, семейные праздники, обычай добрососедства | Показательные,словесные |
Подготовка к жизни | Народное прикладное искусство, фольклор, | |
Устное народное творчество, чтение художественной литературы |
Сысолятина Валентина Илларионовна, воспитатель гр. «Сулусчаан»