Лечебная физкультура для дошкольников

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно , к  числу важнейших причин следует отнести высокий процент  рождаемости  ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение 

gimnastika

мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

 

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

 В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим:  физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика.

Для лечения  и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

 Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

 Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны   укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей  к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через лечебно-коррегирующую гимнастику.

 В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки:тактильная гимнастическая дорожка, ребристая дорожка «змейка», дорожка «ножки» с отпечатками стоп, помогающие правильно устанавливать стопу, массажёрные мячи различного диаметра.

 Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

 

Лечебная гимнастика для детей при нарушении осанки.

Задачи лечебной  гимнастики при различных видах нарушения осанки:

  • ·​ -укрепление ослабленных мышц туловища;
  • ·​ -увеличение подвижности позвоночника;
  • ·​ -коррекция имеющегося дефекта осанки;
  • ·​ -укрепление мышц брюшного пресса;
  • ·​ -укрепление мышц, формирюущих мышечный корсет.

Профилактика и устранение нарушений осанки-процесс длительный, требующий от ребёнка осознанного отношения и активного участия. Ребёнку необходимо многократно объяснять и показывать,что такое правильная осанка,что необходимо делать для её поддержания.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мыщц ослабленного ребёнка.

 Перечень специальных упражнений:

  • ·​ 1.Проверка правильной осанки у стены, перед зеркалом.
  • ·​ 2.Ходьба,кисти к плечам:прогнуться,соединить лопатки,локти в стороны;прижать локти к туловищу-12 раз.
  • ·​ 3.Руки на пояс,ходьба на носках;на пятках-2-3 раза по 4 счёта.
  • ·​ 4.И.п.-лёжа на спине,руки вдоль туловища,ладони вверх; 1-3-руки через стороны вверх- потянуться; 4-и.п.-4-6 раз,медленно.
  • ·​ 5.И.п.-тоже,кисти рук под шеей; «велосипед».
  • ·​ 6.И.п.- лёжа на животе; 1-6 «сгребать песок к себе».
  • ·​ 7.И.п.- то же; руки в стороны, ладони на ребре,большой палец «смотрит» в потолок; 1- поднять туловище; 2- и.п.- 4-6 раз. 
  • ·​ 8.И.п.- стоя на четвереньках; 1- прогнуться в грудном отделе позвоночника; 2- и.п.
  • ·​ 9.Ходьба с высоким подниманием бедра,руки на поясе.
  • ·​ 10.Принять правильную осанку у стены,перед зеркалом.

 ·​ Лечебная гимнастика для детей при плоскостопии.

  • ·​ Цель лечебной гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп. Задачи лечебной гимнастики:
    — развитие основных функций стоп;
    — обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
    — повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп;
    — увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени;
    — укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности всуставах стоп;
    — улучшение кровообращения стоп;
    — улучшение координации движений. Методика лечебной гимнастики
    Специальные упражнения сочетаются с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1.  В начале курса упражнения выполняют из исходных положений с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми  целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания — специальной обуви и ортопедических стелек.

    К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

    Перечень специальных упражнений:

    Исходное положение лежа на спине.
    1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
    2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.
    3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
    4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
    5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в исходное положение.
    6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.
    7. Исходное положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных, тазобедренных суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
    8. Исходное положение как в п.5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.
    9. Исходное положение как в п.5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.

    Исходное положение сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.
    1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.
    2. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в коленном суставе одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в коленном суставе, подошвенное сгибание стопы, принятие исходного положения
    3. Исходное положение сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в коленном, тазобедренном суставе, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.
    4. Исходное положение как в п.3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.
    5. Исходное положение как в п.3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в коленном суставе, возвращение в исходное положение.
    6. Исходное положение как в п.3. Гофрирование стопами коврика.
    7. Исходное положение как в п.3. Катание каждой стопой малого мяча.
    8. Исходное положение как в п.3. Катание стопами палки.
    9. Исходное положение как в п.3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

    Исходное положение стоя.
    1. Подъем на носки.
    2. Подъем на пятки
    3. Полуприседы на носках.
    4. Подъем на наружные своды стоп.
    5. Исходное положение стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
    6. Исходное положение стоя на гимнастической палке. Приседы.
    7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
    8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
    9. Разведение пяток, исходное положение. Разведение носков, исходное положение.

    Упражнения в ходьбе.
    1. Ходьба на носках.
    2. Ходьба на пятках.
    3. Ходьба на наружном крае стопы
    4. Ходьба на носках в полуприседе.
    5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.
    6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.
    7. Ходьба по ребристой доске.
    8. Ходьба по наклонной плоскости
    9. Ходьба по следовой дорожке.

  • ·​ Самомассаж стоп. Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажный валик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 
    — они более мягко воздействуют на ткани ребенка; 
    — составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног.
    Продолжительность аппаратного самомассажа 2 — 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (валик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная — стоя.
    После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами. Исходное положение сидя на стуле.
    1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.
    2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.
    3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.
    4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.
    5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.
    6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин. Исходное положение стоя.
    1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.
    2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.
    3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.
    4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.
    5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.
    6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

 ·​ Закаливание.

  • Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание.
    Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
    Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.
    Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны:
    — для здоровых детей — обливания по схеме 38-18-38-18, возможен более щадящий режим по температурному перепаду воды: 38-28-38.
    — для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 — теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная — с 24-26, постепенно снижая до 18.
    Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Иногда для закаливания стоп применяют хождение босиком по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю — босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.
    Хождение босиком полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве — успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям: стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.
    Необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.