Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка. Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не только наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и учат правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме дети самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, преодолев некоторые трудности.
Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов речи, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совсем не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные занятия в домашних условиях.
Как производить занятия в домашних условиях?
Устраивая дидактические занятия дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях следует в соответствии со следующими рекомендациями:
подбирать время для игр нужно тогда, когда ребенок прибывает в хорошем настроении; играть нужно ежедневно, чтобы игровые занятия были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выработать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совсем нескоро; начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что причины могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь более серьезные корни.
Логопедические игры для дошкольников имеют важное значение в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты рекомендуют для родителей следующие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и делать последние более эффективными.
1. Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не требуют особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при желании изготовить вместе с ребенком.
2. Очень важно заинтересовать малыша такими занятиями, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в занятиях.
3.Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, которая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
4. Прежде чем приступить к занятиям, нужно точно определиться с целью.Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немного погодя можно вводить и новые дидактические игры.
Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии.
Логопедические игра для постановки звуков Ш-Ж
Звук Ш является одним из самых коварных и ребенок первое время может вообще пропускать его в словах или заменять более простым С. Проблемным для произношения многих детей является и звук Ж, который ребенку порой проще заменить на З.
Для тренировки произношения этих звуков нужно провести артикуляционную разминку: кончиком языка коснуться внутренней части верхней губы и резко рвануть его вниз, чтобы получить звук, похожий на щелчок; свернуть губы трубочкой, задержать эту позу на 5-7 секунд; маленький кусок ватки положить ребенку на кончик носа и попросить его сдуть ее. Ватка должна приподняться. Это упражнение очень нравиться детям.
Логопедические игры для постановки звуков Л-Р
Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р.
Перед игрой следует провести небольшую разминку:
1. Ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нижней челюстью.
2.Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед; с широко открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком языка по внутренней стороне зубов; упершись языком в нижние зубы, малыш должен произносить звук «да».
3.Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».
Ребенок должен проговаривать слова следом за обучающим. Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
Во второй игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА. Пи.., си.., но.., И.., иг.., го.., шко.., по…
Ребенок должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные действия на усмотрение обучающего при услышанных словах. Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.
На каждый звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на букву Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать время, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.
При правильном подходе, регулярные занятия с ребенком не пройдут зря. Главное не отчаиваться и не пускать ситуацию на самотек. Можно вовлечь в создание новых заданий ребенка, попросить его придумать интересующие его темы, а обучающий обыграет их в игровую форму. Очень важно настроиться позитивно и только на успех, тогда занятия будут в радость и родителям и ребенку.