Первые логопедические игры для вашего малыша

В младшем дошкольном возрасте развитие речи происходит особенно быстро.  Пополняется словарный запас, улучшается произношение, более развернутыми становятся фразы.

Но вы, наверное, замечали, что не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже в три года говорят чисто и    правильно, другие неправильно произносят многие звуки. Бывает, что и совсем не разговаривают.

Большинство двух-трехлетних малышей все-таки имеют нечеткое звукопроизношение. Самые распространенные ошибки:  пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ яка “ вместо яблоко), неправильное ударение и прочее.

Нестабилен еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие – форсируют голос,кричат.

Чтобы исправить все эти недостатки в речи и помочь ребенку научиться говорить красиво и правильно, каждый родитель может поиграть со своим малышом в простые логопедические игры. Ведь не секрет, что именно в игре ребенок развивается и обучается лучше и быстрее. Кроме того, для таких речевых игр не потребуется сложного оборудования и специальных знаний. Проводить их можно ежедневно дома.

Какие задачи решают первые логопедические игры?

  • Сначала мы должны научить малышей четко и правильно произносить слова.
  • Учим малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом.
  • Добиваемся внятного произнесения одно-двух -, а также трех-четырехсложных слов.
  • Учим отвечать на вопросы.
  • Обращаем внимание  детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко). Учим громко и тихо воспроизводить звукоподражания.
  • Тренируем ребенка  различать на слух, как  говорят окружающие и они сами.

Рекомендации к проведению первых логопедических игр:

  • Занимаясь с ребенком, будьте внимательны к своей речи.
  • Обращайте внимание на грамматическую правильность слов, их произношение и ударение.
  • Продолжительность занятия устанавливается индивидуально и зависит от степени утомляемости каждого малыша.
  • И, самое главное, почаще хвалите ребенка, даже за небольшие успехи!

Примеры первых  логопедических игр:

«Кто спрятался?»

Эта игра развивает внимание и память малыша.

На стол в ряд ставятся несколько игрушек (начинаем с трех штук, постепенно увеличиваем количество). Взрослый просит назвать каждый предмет и запомнить все. Затем просим малыша отвернуться или закрыть глаза, и убираем один предмет. Ребенок должен угадать, какая игрушка спряталась.

Потом задание усложняем. Уже не прячем игрушку, а просто меняем предметы местами. Ребенок должен объяснить, что изменилось.

«Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый  предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок  испытывают затруднения.

«Чудесный мешочек».

Эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)

Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.

«Магазин»

Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает поиграть. “Я буду продавцом”, – говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Малыш отвечает. “А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?» – «Покупателем”. “ Что делает продавец?» – «Продает”.-“Что делает покупатель?» – «Покупает”.

Взрослый показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ребенок называет их. Затем взрослый спрашивает, какую игрушку малыш хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Взрослый соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом.

Взрослый дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.