«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» — с таким вопросом часто обращаются к тренерам родители. И, нередко, удивляются, когда слышат в ответ: «Давно пора!».
Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет.
Программа воспитания в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плавание, бадмин¬тон, коньки, городки, настольный теннис.
Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.
Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечнососудистой системы, органов дыхания. Дети, перенесшие простудные и инфекционные заболевания, вновь при-ступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной бо¬лезни, после определенного, указанного врачом промежутка вре¬мени.
За последние годы в нашей стране появляется все больше се¬мей, где физкультура становится жизненной потребностью каждого члена семьи.
К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического раз¬вития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоро¬вью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлече¬ния укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты ха¬рактера, цепные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физиче-ским воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а ки¬слорода в 7 раз больше, чем бездействующая.
Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нель¬зя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не сле-дует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.
После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теп¬лый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.
Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодина-ковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. На-грузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон — вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.
Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому и разучива-ние, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чере-довать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокой-ными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоро¬вью.
Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выбрать режим движений, краси¬вую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох — через рот.
Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерчен¬ные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физиче-ских возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизне-радостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.
Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения — обычная одежда, затем — спортив-ная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени зака¬ленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.
Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыж-ный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь — суконные бо¬тинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конько¬бежные, фигурные), одетые на простой или шерстяной носки, са¬пожки. На голове — шапка-ушанка или шерстяная шапочка на под¬кладке. Летняя одежда — тренировочный костюм, трусы, майка. На голове при солнечной погоде — легкие кепки с козырьком. Обувь -легкие кеды, в теплую погоду — босиком. Одежда выбрана пра¬вильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.
Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона, на-стольного тенниса, малого тенниса, мячи, шахматы, шашки и т. п. Он должен соответствовать возрасту ребенка, храниться в опреде¬ленном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, про¬тирают от пыли.
Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у малышей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчивая, лег¬ко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут пока¬заться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида иг¬ры.
Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру — ребенок может зазнаться. А вот малыша, ко¬торому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.
Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен быть всегда рядом, чтобы что-то показать, помочь, вовремя подстраховать, представ¬ляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоя¬тельности.
Родители также должны уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.